Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 03 - Конспект
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 03 >> Конспект 01 и 02 уровней




 

 



 

 

 

 

Конспект
3-го и 4-го
уровней

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Вступление
Часть 01
Часть 02

Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11

 


Царство Духа и царство кесаря 03

из книги

Н.А.Бердяев

Глава III. Человек и общество. Социализм

Человек
Существо
- Природное
- Социальное
- Духовное
- Свободное
- Рабье
(Склонное к жертве и любви - и к эгоизму)
- Высокое и низкое
- Образ Божий и образ мира
(природного и социального)
Определяется своим отношением к Богу, к природе и к обществу

Иногда он в гораздо большей степени чувствует себя поставленным перед обществом, чем перед космосом
(и гораздо больше чувствует власть общества)
Власть техники чувствует как власть общества, а не природы

Вопрос о границах власти общества
Наиболее острый
Общество имеет тоталитарные притязания
Христос утверждал дуализм царств
Личность - часть общества
Общество - часть личности
(её социальная сторона)
Аналогия:
Космос - часть личности

Плюрализм
При капитализме связан с индивидуализмом
Прикрытая форма тирании
(через кап. господство)
Задача создать братское общество
(персоналистическое и коммюнотарное)

Общество
Объект для человека
Извне его детерминирующий
Задача превратить в субъект, внутренно обозначающий коммюнотарный и социальный характер человека

Конфликт личности и общества
Трагический
Коммунизм и фашизм признают свойственным лишь классовому обществу
На большей глубине устраняется только в Царствии Божием
(необходимость жить в природном и объективированном порядке)
(доля действия необходимости больше доли действия свободы)

Общество
Некая реальность
(не особое существо, не организм)
Реальность не только "я" и "ты", но и "мы"
Реальность "мы" не обосновывает примат общества

Метафизика коллективизма
Ложна
В социальном коллективе видит реальность, стоящую над человеком

Универсализм
Гегеля, Маркса, Дюркгейма, Шпанна и др.
Примат общества
Ложный
Основан на логике реализма понятий
Для которой общее реальнее индивидуального
Маркс противоречив
Схоластический реализм понятий
Класс реальнее человека
Приводит к деспотическому государству якобинцев
(подтвердил Руссо)

Руссо
Отрицал свободу религиозной совести

Прудон, Герцен и Михайловский
Социализм во имя индивидуума
Более правы

Свобода
Личности
Не может быть
- Социогенной
- Социозависимой
Принадлежит человеку как духовному существу

Общество
Должно признать свободу
Признавало в учении о естественном праве
(права человека, не зависящие от государства
свобода от общества
(не только в обществе))

Права человека
Установление границ власти общества над человеком
Определяются духом
(не природой)
Духовны
(не естественны)
Природа прав не устанавливает

Христианство
Духовная революция
Освобождение от власти общества
Открыло духовное начало
Зависящее от Бога
(не от мира, природы, общества)
Христианский персонализм
Искажался приспособлением к царству Кесаря
(склонялось перед гос.силой
пыталось её сакрализировать)
Христианские теократии
Оправдание капитализма

Капитализм
Противоречит христианству
Практический атеизм

"Нет власти аще не от Бога"
Источник оппортунизма

Павел
Утвердил два пути:
- Аскетизм
(аскетически-метафизическое миросозерцание)
- Приспособленчество

Христианство
Определяет отношение к организациям общества
Не раскрыло правды организации общества из глубины самого христианства
Христианская правда об обществе не раскрыта

Рекоммендации
- Утверждать дуализм "божьего" и "кесарева"
Природно-социального
Это временно
В Царстве Божьем дуализм преодолён
- Различать
--- Общество и коммюнотарную общину
--- Соборность и коллективизм
Общество с большой долей необходимости - не создание коммюнотарности
--- Человека и чин

Конечные цели человеческой жизни духовны
(не социальны)

Ложно разделение индивидуально-морального акта и социально-морального

Нельзя быть христианином и эксплуататором

Кризис
Христианства и общества
Причина - понимание христианства как религии личного спасения
Невозможно разрешение проблемы отношений человека и общества
Рекомендация
Новое сознание
Духовная революция
В христианстве
Религия личного, социального и космического преображения
(Усиление мессианства и пророчества)

Развитие и победа религиозного социализма

Проблема обострилась из-за роли социализма
Слово - от "общество"
Изначально социализм - мечта и поэзия
(не проза и власть)
Организовавыемая человечность

Маркс
Социализм должен осуществить новое общество
Во имя человека
Роковая диалектика не обнаружилась
Несомненна практическая правда
Критика капитализма верна
Метафизика ложна
Основа - примат общества
(над личностью)
Предположение его полезности

Социализм
Двойствен
Может создать свободное общество и новое рабство
Глубина и правда в необходимсоти превращении личности из объекта в субъект
Противоположение - личности и вещи

Социализм
Метафизика ложна
(мир объектов первичен)
Одна из трансформаций царства кесаря

Отличие социализма от коммунизма
Социализм не тоталитарен
(не коллективизация личной жизни, не все средства дозволены)
(не лозунги "от каждого... каждому")

Материализм
Абсолютизация вещи и объекта
Наследие буржуазного миросозерцания

Открытость бесконечности пролетариату - иллюзия
(свободен от собственности)
Опасность обуржуазвления социализма
(Герцен)
Коммунизм может быть буржуазным в духовном смысле
Самое глубокое противоположение - буржуазности как категории духовной
(не капитализму как экономической категории)
Революционность определяется средствами
(не идеалом и не духовностью)

Ганди
Революционнее коммунистов
Убит за это

Отношение ко времени
Настоящее -
Средство для будущего?
Революцию понимают как антиперсонализм

Проблема свободы
Как соединить решение проблемы хлеба со свободой?
Разрешима на почве религиозного социализма
(не материализма)
В дехристианизации и торжестве материализма виноваты христиане
Социализм не осуществит совершенного общества
Образуется новый привилегированный правящий слой

Двойной процесс в истории
- Социализации
- Индивидуализации

Коммунизм
Тоталитарная социализация
Экономическая система может не быть тоталитарной
Вытекает из философии коммунизма
Из его веры
В этом отличие от социализма

Социализм
Менее духовен
Индивидуализация
Но социализм можно рассматривать как родовое понятие, и тогда возможны разные формы социализма
- Революционный и реформаторский
- Религиозный и атеистический
- Демократический и аристократический
Хилиастический элемент обязателен
Неосознан
Порождает фанатизм
Крайняя вражда к религии - желание новой религии
Слово "социализм" бесцветно и почти ничего не означает
От "общество"
Слово "коммунизм" более значительно
Связано с приобщением, с коммюнотарностью
Но на практике коммунизм коллективистичен
Основное различие
Иначе я бы защищал религиозный и аристократический (в классическом смысле) коммунизм
Предпочитаю слово "социализм"
По терминологии, установленной жизнью

Социализм больше стесняется в средствах

Хилиастический христианский коммунизм
Цель - царство Божье на земле
Насильственен
Мюнцер

Проблема социализма сегодня
Проблема "хлеба" и социальной справедливости
Элементарна и относительна
Социализм не может решить основных вопросов человеческого существования

Цели человеческой жизни
Духовные
(не социальные)
Социальные цели - средства

Буржуазное общество
Заслуги
Утверждение свободы мысли
Уничтожение пыток и жестоких наказаний
Признание большей человечности

XIX в. велик

Идея пролетарской культуры
Совершенно нелепа
Не утверждена

Пролетарская психология и пролетарская культура
Может означать лишь рабство

Культура
Может быть лишь общечеловеческой
Предполагает аристократический элемент

Нелепо утверждение религии труда
Труд имеет религиозный смысл
Цель в освобождении от тяжести
Это будет одним из результатов техницизации
(после подчинени духу)

Cоциализм должен быть связан с не буржуазным отношением к миру
Это задача духовная
(не только социальная)

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 03 >> Конспект 01 и 02 уровней
* 27 04 2020 г.