Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 08 - Конспект
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 08 >> Конспект 01 и 02 уровней




 

 



 

 

 

 

Конспект
3-го и 4-го
уровней

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Вступление
Часть 01
Часть 02

Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11

 


Царство Духа и царство кесаря 08

из книги

Н.А.Бердяев

Глава VIII. Противоречия марксизма

Базовые идеи

Событие
Любое
Закономерно

Свобода
Не детерминирована природой и обществом

Экономические законы
Преходящи
(Исторически)
Человек может изменить и подчинить мир

Признание царства Кесаря - замыкание в конечном
Ведёт к отрицанию творчества
Опасность признания лишь творчества экономического и технического
Обслуживание социального строительства

Истина
Находится по ту сторону оптимизма и пессимизма

Мысль - выражение класса
Сама по себе ценности не имеет

Разум
Изменчив
Зависимость
- От существования человека
- От направленности сознания
Но истолковано это должно быть совсем иначе

Сознание
Человеческое
Структурно
Структура динамична
Суживается или расширяется
Зависит от способности преодолеть классовую ограниченность
(не от экономического положения классов)
От классового положения человека зависит извращение
Типология
- Буржуазно-капиталистический
- Пролетарско-коммунистический
Общения быть не может

Иллюзии
- Религиозные
- Метафизические
- Моральные
- Эстетические
- др.

Исторический процесс
1. Имеет смысл
(Гегель)
Поступательный ход истории сулит победу
2. Трагичнее
Несколько начал

История
Не кончилась

Историософия
Научное познание грядущего невозможно
Но без него невозможно постичь смысл истории

Рабочий класс
Существует
Эксплуатирован
Ведёт борьбу

Социальная революция
В мире
Необходима
Минимально насильственная и жестокая

Подвергает опасности царство Духа

Философия истории
Компоненты
- Профетический
- Мессианский
(Гегель, Маркс, Конт)

Общие сведения

Марксизм
Создан сто лет назад
Продолжает играть роль

Характеристики

Маркс
Замечательный учёный-экономист

Против Демокрита
(механический материалист)
(источник движения - в толчке извне)
За Эпикура
(индетерминист)
Критикует материалистов прошлого за точку зрения объекта и вещи
(не субъекта и активности)
Напоминает экзистенциальную философию
Подчёркивает активность субъекта
Обличает ошибочным признание человека зависимым от мира
Показательно учение о фетишизме товаров
(Иллюзорное сознание видит предметную реальность там, где действуют реальный труд человека и отношения людей)
Капитал не вне человека, а отношение людей
Действуют
- Объективный процесс
- Активный субъект

Марксизм
1. Динамичен и действенен
Исключительно
2. Причина
Секуляризованная форма идеи предопределения
Религиозно-мессианская составляющая

(Не научная теория и не политическая практика)
3. Пытается разоблачать
- Иллюзии
(Отражающих экономическое рабство)

Вся духовная культура прошлого оказывается иллюзией сознания
Отражающей экономическую структуру общества
Формальное сходство с психоанализом
(Объяснение человека исключительно снизу, из низших состояний)
Низшее создаёт высшее, высшее оказывается иллюзией

- Ложь
Подлинная реальность - борьба со стихийными силами
- Природы
- Общества
= Экономика
Остальное носит служебный характер
(Наука и искусство обслуживают социальное строительство)

Истоки
Гуманнее

Советская Россия
Ищет гуманизма
Но человек подавляется
Во имя человека
Самоценность человеческой жизни в настоящем отрицается
Жизненные возможности суживаются
Процесс гуманизации сопровождается процессами дегуманизации
Причина: настоящее рассматривается как средство для будущего
Концентрация на борьбу с социальным злом
Атеизм
Более несомненен, чем материализм
Вытеснение духовности
Развитие Фейербаха
Новый аргумент:
- Признание религии порождением социальной неорганизованности
Зависимости человека от стихии
Опиум для народа
Причина: препятствование борьбе
Вина - на ложных идеях о Боге, унижавших человека

Стремится к уничтожению иллюзий
Должно привести к полному исчезновению духовной культуры
За ненадобностью
Культура прошлого будет признана продуктом эксплуатации
Вслед за героем Достоевского скажут, и это говорят: "Мы всякого гения задавим в младенчестве"

Мессианское ожидание
Источник революционного динамизма (революционного энтузиазма)
(не научное сознание, не экономический детерминизм)
На пролетариат переносятся свойства народа Божьего
Детерминистское истолкование
к. XIX в.
Неверно
Противоречит революционному волюнтаризму
(мир пластичен, подддаётся бработке)
Истолковывание в духе объективизма
Ложно
Философия действия
Но дорожит реальностью материального мира
Материализм Маркса должен быть понят в умственной атмосфере 1840-х
Как реакция против отвлечённого идеализма
Попытка ввести конкретного человека в философское миросозерцание
Устарел как миросозерцание
Тенденция к созданию экзистенциальной политической экономии
Непоследователен
Смешивает два разных начала
Самое большое противоречие:
Признаёт телеологию
(Разумный характер исторического процесса
Смысл истории, который должен реализоваться в грядущем обществе)
Взято от Гегеля
Оправдано идеей мирового духа и разума в основе истории
Но не может быть оправдано материалистическим пониманием истории
Почему материя в порождаемых ею процессах должна привести к торжеству смысла, а не бессмыслицы?
Не материализм
Как явление интеллектуального порядка
Связан с кап. экономикой XIX в.
Реакция против кап. экономики
Но между кап. производством и мышлением Маркса - пробел
Не знает настоящей гносеологии
Вера преобладает над знанием
Интеллектуально не имеет творческого характера
Убог
Отрицает разнообразие
Создаёт серую скуку
Стоит ниже Маркса
Играет активную роль
Причина - слабость христиан

Предлагает подчиниться исторической необходимости
Обоготворить её
Наиболее непонятен этот безграничный оптимизм
Вера в благостность и осмысленность исторического процесса
Это понятно у Гегеля
(Исторический оптимизм
Мировой разум или дух определяет смысл
Неприемлем
Крайняя форма универсального детерминизма
(отрицающего действие человеческой свободы в истории))
Почему материя и материальный процесс может совершить такое чудо?
Противоречит вере в возможность человека изменять мир
Исторический оптимизм
Секуляризованная форма мессианской веры
Вера в благостность исторического процесса
Секуляризованное переживание веры в Промысл
Такова всегда вера в необходимый прогресс

Определяемость жизни экономикой изживаема
"Скачок из царства необходимости в царство свободы"
Мессианский скачок

Марксистское мышление
Некритическое
Враждебное критике
Аналог - ортодоксальные теологии

Материализм Маркса
Спорен
Nachlass, особенно статьи "Nazionalokonomie und Philosophie"
Выяснились гуманистические идеалистические истоки
Вышел из романтической эпохи и германского идеализма


Марксистская философия

Философия истории
Неосознанный секуляризованный мессианизм
Деление истории на три периода
В последнем видят наступление совершенного состояния
Все черты религии
- Строгая догматическая система
(Несмотря на практическую гибкость)
- Разделение на ортодоксию и ересь
- Неизменяемость философии науки
- Священные писания
(Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина)
(Может быть истолковываемо, но не подвергнуто сомнению)
- Разделение мира на две части
(верных и неверных)
- Иерархически организованная коммунистическая церковь
- Перенесение совести на высший орган
- Тоталитаризм
- Фанатизм верующих
- Отлучение и расстрел еретиков
- Недопущение секуляризации
- Признание первородного греха (эксплуатации)
- Учение о скачке из царства необходимости в царство свободы
(Ожидание преображения мира и наступления Царства Божьего)
- Идеи "положение рабочих становится все хуже", "экономика идёт к катастрофам" определилась не только анализом, но и эсхатологической настроенностью
- Разделение истории на две части
(До революции - введение, после - начало)
Основание - секуляризованный, неосознанный хилиазм

"Самодвижение"
Термин советской философии
Источник движения - внутренне присущая материи свобода
(не толчок извне)

Политэк
Осудил капитализм
Как отчуждение человеческой природы
(превращение рабочего в вещь)

Теория прибавочной стоимости
Опирается на ошибочную трудовую теорию стоимости Рикардо
Носит прежде всего моральный характер
(осуждение эксплуатации)

Эксплуатация
Первородный грех
Понятие моральное, а не экономическое
Может способствовать развитию
(Частый аргумент)
Моральное зло
Подлежит моральному осуждению
Другая сторона связана с экономическим детерминизмом
Кап экономика перестала быть продуктивной

"Надстройка"
Идеология и духовная культура - "надстройка" над экономикой и классовым строем
Самое неясное понятие
Злоупотребляют
Не выдерживает критики

Мораль
Моральный элемент отрицается
Но очень силён в Марксе

Марксистская философия
Противоречива
Сектантская затхлость

"Бытие определяет сознание"
Материализм и крайний спиритуализм
Отожествление душевной и духовной жизни с сознанием
Нет объяснения перехода материального бытия в сознание
Тема тысячелетий
Величайшие представители не за материализм
Второстепенные философы - за
Догмат
Вера
(не знание)
Субъекту принадлежит примат над обществом
Сознание предполагает первоидеи
(Первосотворённые Богом)

Коренная неясность
Логическое противоречие

"Дух эпифеномен материи"
Так же неясно

Энгельс признался, что значение экономики ими преувеличено

Материализм
Абстрактная, наименее конкретная из философий

Марксистская теория
- Отражение экономической действительности?
(Борьба классов, "надстройка")
Преходящяя и относительная
Полезная в борьбе классов
Не претендующая на истинность
- Открывшаяся истина?
Во втором случае чудо: открылась истина об историческом процессе
Она не только "надстройка" и отражение экономики
Противоречие марксизму
(не допускает возможности открытия такого рода истины)
Ответ марксистов будет, вероятно, диалектическим оправданием релятивизма
"Марксизм - относительная полезная истина"
Нет объяснения исключительного значения марксизма

Марксизм-коммунизм
Религиозная секта
Главное - не благосостояние рабочих, а исповедание истинной веры

Марксисты
В последних поклонниках Маркса уровень культуры понижается
Сердятся при сравнении с теологией
Не способны опровергнуть
Дорожат наукой
Верят, что настоящая наука разрешит все вопросы

Ленин
Наивный реалист

Практика и результаты
Советская Россия
Отсутствие культуры
Есть просвещение и техническая цивилизация

Упразднение "иллюзий" приведёт к полному крушению духовной культуры
Дух - иллюзия плохо организованной материи

Общая критика

Устарел
Демагогия
Критику принимают как заговор

Ошибки

1. Оценка роли национальности
Интернационального пролетариата не существует
Рабочие всех стран убивали друг друга

2. Не видит сложности, многообразия индивидуальности
Многообразие - выдумка врага

3. Манихейски делят мир на две части
Одна подлежит уничтожению
Военное деление
Образуется магический круг

4. "Диалектический материализм"
Противоречие в терминах
Насилие над терминологией
Употребляется для пропаганды
(не для философского применения)
Диалектики материи не может быть
(лишь диалектика разума, духа, сознания)
Материя смысла не знает
Диалектика
- Раскрывает его
- Получает от духа

5. Материалистический элемент
Играет отрицательную роль
В борьбе против самостоятельности духовных начал
Монизм
Лёгкая абсолютизация социальных форм

6. Классификация философских доктрин
(идеализм и материализм)
Развита Энгельсом
Несостоятельна
Связана с философской атмосферой 1840-х
Непонятно, почему бытие непременно материально
Аквинат и я должны быть признан материалистами

7. Экономический материализм
Основан на смещении условий с причиной и целью

8. Принятие объективации первичных реальностей за первичные
Наивное (некритическое)
Особенно у Ленина
(единственная философская книга)
Для него в познании отражаются объективные реальности
Принимает наивно реалистическое предположение
(могло бы быть сделано до возникновения философской критики)
Утверждает абсолютную истину
Невыгодно отличается от Энгельса
Считает, что критерий истины практический
(философия действия)
У Ленина нет даже той идеи, что истина по преимуществу раскрыта пролетариату
Она была у Богданова
Хотел построить чисто социальную философию

9. Схоластический реализм понятий
Понятие класса абстрактно
Понятие пролетариата - построение мысли
Существуют лишь разнообразные группировки рабочих
Без "пролетарского" (единого) сознания

Противоречия

Противоречивость
Причина
Он есть не только борьба, но и жертва
Власти экономики
(над жизнью)
Пассивность в отношении той социальной среды, в которой возник
Не сопротивлялся ей духовно
Новый человек создаётся фабричным производством
Он дитя жестокой необходимости
(не свободы)
Диалектика капиталистического зла должна породить добро
Отрицание духовного человека
Крайний антиперсонализм
Ком. гуманизм не спасает

Оценки
Все
Меняются
Критерий:
Определение определяющих сил
(Экономика и класс - либо духовные (моральные и интеллектуальные) силы)

1. Неотвратимость Царства свободы
Влияние гегельянства
Свобода - осознанная необходимость
Это отрицание свободы

2. Моральное противоречие
Маркс не любил этического социализма
(Моральное обоснование социализма)
(Реакционно)
Но моральные суждения постоянны
(осуждения эксплуататоров и социал-предателей)
Обвинение марксистов в отрицании морали неверно
У них другая мораль
Двойственная
Отрицание
- Общечеловеческой, универсальной морали
Морального единства человечества
Относят их к будущему
Классовая мораль
- Дозволены все способы борьбы
- Морализм
(Принудительное насаждение добродетели)

3. Противоречие между отношением к прошлому / настоящему и будущему
После революции классы исчезнут
Будет единое человечество и единая мораль
Судят с будущей точки зрения

4. Смешанная аргументация
Человек овладеет миром необходимости
Пессимизм в отношении к прошлому и оптимизм в отношении к будущему
Субъект создаёт мир теоретически
(Фихте)
Идеалистический тезис
Субъект создаёт мир практически
(Маркс)

Полемика

Идеализм признаёт влияние политэкономии на психологию
Признавая всеобщую взаимозависимость
Но выводов
- Об экономической обусловленности духовного творчества
- Отрицание духовных ценностей, независимых от экономики
делать не следует

Экономика
1. Средство
(не цель)
Не материя
2. Не объяснён механизм перехода
- Материальной реальности в реальность интеллектуального и духовного порядка
- Экономики в познание или нравственную оценку

Замкнутость
В имманентном круге этого мира
Закрепление конечности, закрытие бесконечности
Но творческий акт человеческого духа есть устремление к бесконечности, к трансцендентному
Которое парадоксально должно быть признано имманентным

Мне имманентно трансцендентное или трансцендирование
В моём конечном и ограниченном сознании дана устремленность к бесконечному

Уступка марксистам:
Если классовые истина и добро бессмыслица, то существовует классовая ложь
Марксизм прав в критике капитализма (классовой экономики, классового сознания)
Неверно придавать универсальное значение фактам XIX в.

Рекомендации

- Освободиться от аффектов ненависти и страха
- Глубже вникнуть в марксистскую доктрину

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 08 >> Конспект 01 и 02 уровней
* 27 04 2020 г.