Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 01 - Конспект
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 01 >> Конспект 01 и 02 уровней




 

 



 

 

 

 

Конспект
3-го и 4-го
уровней

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Вступление
Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11

 


Царство Духа и царство кесаря 01

из книги

Н.А.Бердяев

Глава I. Человек и Бог. Духовность

Главный вопрос - о Боге
Редко ставится в изначальности
Сросся со схоластикой
(мертвящей)
(вербальная философия, игра понятиями)
Идею Бога принизили
Сообщив Богу свойства, взятые из царства Кесаря
Нет гарантий существования Бога
Бог не принуждает себя признать
Вера - внутренняя встреча
Доказательства бытия Божьего
- Несостоятельны
- Ненужны
- Даже вредны
Критика Канта убедительна и не опровергнута

Антропологическое доказательство
Гораздо сильнее

"Человек - существо, принадлежащее к двум мирам и не вмещающееся в природном. Трансцендирующее себя как существо эмпирически данное, обнаруживающее свободу, из этого мира невыводимую"
Это не доказывает, а показывает существование Бога
(Обнаруживая в человеке духовное начало)

Первоощущение
Ещё важнее
Выражено как следует быть не может
Самодостаточность мира поражает непонятностью, бессмысленностью
О Боге нельзя мыслить рациональными понятиями
(взяты из этого мира)
(на Бога не похожего)

Бог
Экзистенция
(не эссенция)
Мыслится лишь символикой духовного опыта

Метафизика
Возможна лишь как символика духовного опыта
(интуитивное описание духовных встреч)
Глубина человека - единственное свидетельство существования Бога
(человек - образ Бога)
(часто искажённый)

Существование Бога обнаруживается в существовании духа
Бог есть свобода
(не необходимость, не власть)

Человек
Синтез бесконечного и конечного
Бесконечность в конечной форме
Устремлённость к бесконечному - обнаружение божественного в человеке

Богочеловеческая истина
Другая сторона
Менее раскрыта
Человек рождается в Боге
Этим обогащается божественная жизнь
Есть нужда человека в Боге
Есть нужда Бога в человеке
Это предполагает творческий ответ человека Богу

Бога нельзя мыслить статически
Статическое понимание рационально и экзотерично

Статическая онтология
Греческая
Cоединение божественной и человеческой природ непонятно объективирующему разуму
Разум склонен к монизму или к дуализму
Бог человечен, человек бесчеловечен
Существует только богочеловеческая человечность
Основная проблема - Богочеловека и Богочеловечества
(не Бога)

Отвлечённый монотеизм
Утверждение Бога вне богочеловечности
Форма идолопоклонства
Огромное значение учения о Троичности
Понимать мистически
(в терминах духовного опыта)
(не рационально-теологически)

"Нет Бога без человека", "Бог исчезает, когда исчезает человек"
(Германские мистики
Особ. Экхардт и Ангелус Силезиус)

Основное противоположение
Естественного и духовного
(не естественного и сверхъестественного)
(не схоластическое)

Трансцендентное
Два понимания
- Бог как трансцендирование моей ограниченности
(таинственная, актуальная бесконечность, предполагающая божественный элемент в самом человеке)
Духовно
- Бог как внешняя для человека онтологическая реальность, предполагающая отчуждённость человеческой природы, её внебожественность
Идолопоклонничество

Идея "Человек перед Богом ничто"
Ложна
Унизительна
В обращённости к Богу человек подымается, он высок, он побеждает ничто

Рациональные онтологические учения
Об отношениях между Богом и человеком
Нестерпимы
Bмеют лишь педагогически-социальный смысл
(для христианской общины)

Идея "Бог есть первопричина"
Распространена
Ложна

Причинность
Категория
Применима к миру феноменов
Неприменима к миру нуменальному
К отношениям между Богом и миром, Богом и человеком
(Выяснено Кантом)
(Непоследовательно признавал причинные отношения между вещью в себе и явлением)

Социоморфизм и космоморфизм
" Бог есть основа мира, творец мира"
(слова также несовершенны)
Ложны

Бог
не природная сила
не правитель мира
не мир
не сила, разлитая в мире
Бог
- Смысл и Истина мира
- Дух и Свобода
- Личность в духовном смысле конкретного образа
(с которым общение)
(не в ограниченном природно-человеческом понимании)
Встреча и общение возможно с конкретным личным Богом
Имеющим отношение к другому
(не как общение с Абсолютным, для которого не может быть другого, не может быть отношения, не с Богом апофатической теологии)

Мир без Бога
Непреодолимое противоречие
(конечного и бесконечного)
Лишён смысла
Случаен

Гуманизм
Суть - cамодостаточность человека
(не утверждение высшей ценности человека)
Образ и подобие Божьи утверждают достоинство человека

Человек
Не может быть самодостаточен
(означало бы, что его нет)
Существование доказывает существование высшего
В этом достоинство человека
"Нет Бога" - нет Правды

"Человек - Бог" безнадёжно
Качественная ценность показывает высшее

Различие трансцендентного и имманентного терминологически условно
В падшем мире указывает на непреодолимую парадоксальность
(человек подчинён двойной необходимости: природы и общества)

Свобода вкоренена в Духе
Дух - не природа
Связь человека с Богом духовно-экзистенциальная, глубинная
(не природно-бытийственная)

Промысел
Суть: "Бог - Господин мира"

Учение
Таинственное
Предмет изучения обоих типов сознания
(утончённо и мало развитое)
Вопрос: связь с торжеством зла
(Один из источников атеизма)
Ответы:
- Учение о грехопадении
Несостоятелен
--- Нет пропорциональности между страданиями и греховностью
(Больше всего страдают лучшие)
--- Не объяснены периоды богооставленности
(в исторической и в индивидуальной жизни)
--- Не объяснено присутствие Бога в зле
(эпидемии, пытки, войны, революции)
=> Задача - переоценка промысла
- Бог - инкогнито
(Киркегардт)
= Управляет не Бог, а князь мира сего
По своим законам

Благодать
1. Обнаружение божественного в человеке
(не сила, действующая извне)
Просветлённая свобода
Противоположны
- Зло
- Тварность
- Предшествующая свобода
(Иррациональная
(Несотворённая и потому не детерминированная))
2. Действие божественной свободы
Существование Бога - хартия вольностей человека
Достоинство в том, чтобы не подчиняться низкому
Для этого должно вышнее

Свобода
Типология
- Тёмная свобода
(Порождает необходимость и насилие)
- Просветлённая свобода
Божественная
Потенциально
--- Просветление
--- Обожествление

Иррациональные силы
Могут действовать

История
Драматична
Столкновение царств Духа и Кесаря
Видеть торжество дьявола и прогрессирующее раскрытие Бога - ложно

Дух
Открывается зачаточно
(не прогрессивно)

Отношение человека к Богу
Предполагает драматическую борьбу
Прохождение через дуализм
Во имя окончательного монизма

Монизм
Может раскрыться лишь эсхатологически
Осложнение - отношение человека к космосу

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Царство Духа и царство кесаря 01 > Конспект
* 12 12 2018 г.