Русская идея [1]
Н.А.Бердяев
Конспект 01
(не закончен)
Глава I
Историческое введение
- Определение русского национального типа - Восток и Запад - Противоположности
русской души - Прерывность русской истории - Русская религиозность
- "Москва – Третий Рим" - Раскол XVII в. - Реформа Петра
- Масонство - Эпоха Александра I - Декабристы - Пушкин - Русская
интеллигенция - Радищев - Интеллигенция и действительность - Трагическая
судьба философии - Влияние немецкого идеализма
1
= Определение русского национального типа =
Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью
Замысел Творца о России, умопостигаемый образ русского народа,
его идея
Умом России не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная
стать, В Россию можно только верить
Тютчев
Для постижения России нужно применить теологальные добродетели
веры, надежды и любви
В русской истории многое эмпирически отталкивает
Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека,
есть микрокосм Поэтому она заключает в себе противоречия Это бывает
в разной степени
Русский народ
- В высшей степени поляризован; совмещает противоположности [12]
- Вызывает беспокойство народов Запада - Менее детерминирован -
Более обращён в бесконечность - Не желает знать распределения по
категориям, детерминированности, оформленности, конечности - Не
имел резких социальных граней, выраженных классов - Огромная сила
стихии и сравнительная слабость формы - Народ не культуры по преимуществу,
как Западная Европа, но откровений и вдохновений - Не знал меры
и легко впадал в крайности (- Видимо, пранарод совмещал в себе два
типа качеств, причём в меру. Что обусловило раскол, для меня пока
загадка - ЛЗ) - Реалистическая складка, способности к технике, изобретениям
- Это соединимо с духовными исканиями - Не скептики - Догматики
- Всё приобретает религиозный характер - Плохо понимают относительное
- Всё расценивается по категориям ортодоксии и ереси
Примеры
- Дарвинизм на Западе - биологическая гипотеза. У русской интеллигенции
приобретает догматический характер - Материализм - предмет религиозной
веры, его противники в известную эпоху трактовались как враги освобождения
народа - Увлечение Гегелем носило характер религиозного увлечения,
от гегельянства ждали даже разрешения судеб православной церкви
- В фаланстеры Фурье верили, как в наступление царства Божьего -
Молодые люди объяснялись в любви в терминологии натурфилософии Шеллинга
- То же - о Бюхнере
По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить
лишь с народом еврейским. Не случайно именно у этих народов сильно
мессианское сознание
= Восток и Запад =
Русский народ не чисто европейский и не чисто азиатский. Россия
есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два
мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное
- Нет. Россия - Север. Западный и Восточный потоки - лишь попытки
стоптиво уклониться от нормального Божьего пути - ЛЗ
Возможное объяснение - пересечение в России двух потоков мировой
истории – Востока и Запада - Только если они возникли одновременно
География физическая и география душевная - Идеологическая - ЛЗ
Есть соответствие между необъятностью, русской земли и русской
души. Обе устремлены в бесконечность
Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами
и оформить их - Нет. Овладели и обустроили. Труднее противостоять
искусам - ЛЗ
Россия
- Не аристократическая в западном смысле - Не стала буржуазной
- Не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии
- Обилие мистико-пророческих сект
Дворянство
- В н. XIX в. благородно и возвышенно - В верхнем аристократическом
слое создало движение декабристов
= Противоположности русской души =
Русский менталитет
- Определяющая черта - эсхатологический выбор - Наиболее характеризующий
век - XIX
- Двойственность
- Склонность к тоталитарным учениям
- Первостепенное значение для спасения имеет милостыня
- Рыцарство не развилось на духовной почве православия - Подвиг
непротивления – русский подвиг - Опрощение и уничижение – русские
черты - Характерно юродство – принятие поношения от людей, посмеяние
миру, вызов миру - Самосжигание, как религиозный подвиг – русское
национальное явление, почти неведомое другим народам
- Русские люди склонны к оргиям с хороводами, к разгулу и анархии
при потере дисциплины
- Русский народ покорен власти, получившей религиозное освящение,
но также породил Разина и Пугачева - Путь земной представлялся русскому
народу путем бегства и странничества - Странники - Ищут Божьей правды
- Отказываются повиноваться властям
- Это явная реакция на моральное оскудение властей. Однако - "Отдавайте
кесарево кесарю", и реакция эта явно ошибочна. Пройдя по пути
бунта, я пришёл ко Христу, отдаю кесарю кесарево - но так, чтобы
в итоге восторжествовала Божья правда - ЛЗ
- Очень одарены - Способны к восприятию высшей культуры
- Культурно отсталы - Даже безграмотны - Нет органических связей
с великими культурами прошлого
Версии причин
1. Перевод Библии на славянский язык был неблагоприятен, т.к. привёл
к разрыву с греческим и латинским языком
Критика. Церковно-славянский язык стал единственным языком единственной
интеллигенции того времени - духовенства, греческий и латинский
языки не были нужны. Не думаю, чтобы этим можно было объяснить отсталость
русского просвещения, безмыслие и безмолвие допетровской России
- Cилы народа оставались в потенциальном состоянии. Русский народ
был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского
государства. "Государство крепло, народ хирел" (Ключевский)
Двойственность
Суть: - Два противоположных начала: природная, языческая дионисическая
экстатическая стихия и аскетически-монашеское православие
Проявления: - Деспотизм, гипертрофия государства - и анархизм,
вольность - Жестокость, склонность к насилию - и доброта, человечность,
мягкость - Обрядоверие - и искание правды - Индивидуализм, обостренное
сознание личности - и безличный коллективизм - Национализм, самохвальство
- и универсализм, всечеловечность - Эсхатологически-мессианская
религиозность - и внешнее благочестие - Искание Бога - и воинствующее
безбожие - Смирение - и наглость - Рабство - и бунт
Русская мысль
- Проблематика - Царство Божье на земле - Ожидание эпохи Св. Духа,
русский пневмоцентризм - Пробуждение было восстанием против императорской
России - Преображение действительности - Познание связано с изменением
- В западной мысли искали прежде всего сил для преображения действительности
- Находили в немецкой философии и французской социальной мысли
= Прерывность русской истории =
Русская история
- Прерывна - Пять периодов: Киевский, Иго, Московский, Петровский,
Советский - Возможно, будет новая Россия
- Катастрофична - Одна из самых мучительных: татары, гипертрофия
государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха,
раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право,
гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского
юнкера Николая I, безграмотность народа, неизбежность революции
для разрешения конфликтов и противоречий и её насильственный и кровавый
характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война
Киевский
- Был хорош, особенно для церкви. Не было замкнутости от Запада,
были восприимчивость и свобода - С Киевским связаны былины - В мученичестве
св. Бориса и св. Глеба нет героизма, преобладает идея жертвы - Характерно
исчезновение святых князей после перенесения греховной власти на
великих князей московских
Иго
- Также был лучше Московского - ? - ЛЗ - Ввергло Россию в замкнутое
состояние
Московский
- Самый плохой: самый душный, наиболее азиатско-татарский (азиатское
по стилю гос-во) - Боязнь просвещения. Наука вызывала подозрение,
как "латинство". Москва не была центром просвещения. Центр
был в Киеве - В удушливой атмосфере угасла даже святость (менее
всего святых было в этот период [13] - Идеализирован свободолюбивыми
славянофилами по недоразумению
Петербургский
После долгого безмыслия, в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы,
русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли
- Дуалистический, раскольничий - Ещё лучше и значительнее - Наиболее
полно раскрыл творческий гений народа - Великая внутренняя свобода
при внешней несвободе - Долгое отсутствие просвещения в России
XVIII в
- Западная культура была поверхностным барским заимствованием и
подражанием - В русской душе, получившей прививку западной мысли,
происходила борьба Сен-Мартена и Вольтера
Н. XIX в
- Мистическое движение и в культурном слое и в народе
XIX в
- Россия - огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом,
с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только
на военную силу, но также и на религиозные верования народа, с сильной
бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим
дворянством, в средней массе своей очень непросвещённым и самодурным,
с небольшим культурным слоем, который легко мог быть разорван и
раздавлен - Век революции - Русские научились мыслить по-настоящему
- Век мысли и слова и вместе с тем век острого раскола - Век внутреннего
освобождения - Век напряженных духовных и социальных исканий - Интеллигенция
ушла из государства к вольности, подобно казачеству - Сказываются
разные начала русской религиозности XX в
XX в
- Разные начала русской религиозности продолжают сказываться
XVIII в
Сен-Мартен
- Имел огромное влияние в к. века - Рано переведён масонами
= Русская религиозность =
Русские мыслители XIX в. указывали, что эта потенциальность - залог
великого будущего. Задача русских - сказать своё слово миру. Общепринято
мнение, что татарское иго имело роковое влияние на русскую историю
и отбросило русский народ назад. Влияние же византийское внутренно
подавило русскую мысль и делало её традиционно консервативной. Необычайный,
взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в его культурном
слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра. На
реформу Петра народ ответил явлением Пушкина, славянофилов, Достоевского,
Толстого - возникновением оригинальной русской мысли - Здесь подразумевается,
чято динамизм - это хорошо. Что нормальное течение жизни требует
непременного словесного оформления её законов и проч.?
- Двоеверие (православная вера + языческая мифология + народная
поэзия) объясняет многие противоречия - Сильна религия земли - Культ
земли? - ЛЗ
Русские секты
- Уход от гнёта официальной церковности и омертвения духовной жизни
- Имелся элемент правды - Уход Л.Толстого - Жаждут преображения
жизни - Максимальное выражение - Раскол XVII в
Народное православие
- Богородица впереди Троицы и почти с ней отождествляется - Христос
– Царь Небесный, земной образ мало выражен - Личное воплощение получает
только мать-земля - Часто упоминается о Духе Св. - Религия земли
- Недостает веры в Христа-Искупителя. Христос остаётся судьёй.
Народ как бы не видит кенозиса Христа. Народ сам принимает страдание,
но как будто бы мало верит в милосердие Христа (Г. Федотов)
Версии причин
- Влияние иосифлянства (Г. Федотов)
Религия земли
- Земля – последняя заступница. Желание укрыться от страшного Бога
за матерью-землей, за Богородицей - Основная категория – материнство
- Образ Христа представлялся аналогией земной власти
Литература
Мотивы Типология
Мотивы
В XIX в. создавалась не от радостного творческого избытка, а от
жажды спасения народа, человечества и всего мира, от печалования
и страдания о неправде и рабстве человека
Ренессанский элемент у нас только и был в эпоху Александра I и
в начале XX в
Даже русский романтизм стремился не к отрешённости, а к лучшей
действительности
Типология
- Духовные стихи - Апокрифы - ..
Духовные стихи
- Высокая оценка нищенства и бедности - Излюбленная тема – безвинное
страдание - Большое чувство социальной неправды - Борьба правды
и кривды - Пессимизм - Силён эсхатологический элемент - Связь божественного
мира с природным - Несоотвествие апокрифам (там говорится о Мессии,
т.е. мир божественный с миром земным не связаны)
Апокрифы
- Приход Мессии - ..
= Иосиф Волоцкой и Нил Сорский =
Символические образы
Их столкновение связывают с монастырской собственностью. Иосиф
- за, Нил Сорский – нестяжатель Но различие гораздо глубже
Иосиф
- Освящает Московию (гос. православие, позже императорское - властолюбивое,
нетерпимое к инакомыслию, жестокое) - Вместе с Иоанном Грозным его
нужно считать главным обоснователем русского самодержавия - Канонизация
не была принята народом
Нил
- Не связывал христианство с властью - Сторонник более духовного,
мистического понимания христианства - Защитник свободы - Предшественник
вольнолюбивого течения русской интеллигенции
- Двойственность мессианского сознания - Важна идея о Москве -
Третьем Риме
= Москва – Третий Рим =
Идея о Москве - Третьем Риме
Суть: Россия - единственное православное царство и в этом смысле
вселенское, подобно первому и второму Риму
Автор - инок Филофей
Происхождение
- Славяно-болгарское влияние (Напр., П.Милюков, [14]) (Это не отменяет
значения идеи)
Статус - историософическая
Критика
- Двойственность идеи
Миссия России
Суть – нести и хранить православие
- Приводит к острой национализации православной церкви (православие
- русская вера). В духовных стихах Русь – вселенная, русский царь
– царь над царями. Иерусалим - та же Русь. Русь там, где истина
веры
- Связывается с силой и величием русского государства, с исключительным
значением русского царя
- Империалистический соблазн
Это та же двойственность, которая была и в древнееврейском мессианизме
Московские цари считали себя преемниками византийских императоров.
Преемство доводили до Августа Цезаря. Рюрик оказывался потомком
Пруста, брата Цезаря, основавшего Пруссию. Иоанн Грозный, производя
себя от Пруста, любил называть себя немцем. Преемство доводило до
Навуходоносора
Мессианско-эсхатологический элемент у инока Филофея ослабляется
заботой об осуществлении земного царства
Судьба: - [Появление - Развитие] - Духовный провал
Причины
Третий Рим представлялся как проявление могущества царя и государства
Божье воздавалось кесарю Царю принадлежали заботы даже о спасении
души Идея процветанию церкви не способствовала Христианское призвание
русского народа было искажено
Поразительно малодушие и угодничество собора 1572 г
Понимание христианства было рабье
Трудно представить себе большее извращение христианства, чем отвратительный
"Домострой" - Вот тебе раз... Саму книгу не читал, только
критику - но отзыв был весьма лестным... Современный буржуазный...
Однако разбираться не стану: см. Минский Клуб - ЛЗ
То же случилось и с первым и вторым Римом, которые очень мало осуществляли
христианство в жизни Московия шла к расколу Он неизбежен при низком
уровне просвещения
Московское царство
- Тоталитарно - Не цельно
= Раскол XVII в. =
- Это был век смуты - Имел большее значение, чем принято думать
- По душе консерваторам и славянофилам (- Как и любой раскол вообще?
- СЗ) - Обнаружилась глубокая социальная вражда, ненависть к боярам
- Начало глубокого раздвоения в русской жизни и истории, внутренняя
расколотость, которая будет продолжаться до русской революции -
Кризис русской мессианской идеи - Подрыв силы русской церкви, умаление
авторитета иерархии - Содержал два элемента: религиозный и революционный
- Левое крыло – беспоповство – Значение: сделал русскую мысль свободной
и дерзновенной, отрешённой и обращённой к концу - Привёл к церковной
реформе Петра - Обнаружилось необыкновенное свойство русского народа
– выносливость к страданию, устремлённость к потустороннему, к конечному
- Тема раскола историософична, связана с мессианским призванием,
темой о царстве. Это сомнение в истинной православности Третьего
Рима, видение измены - Раскольники начали жить в прошлом и будущем,
но не в настоящем. Они вдохновлялись социально-апокалиптической
утопией. Отсюда на крайних пределах раскола – "нетовщина",
явление чисто русское. Раскол был уходом из истории, которой овладел
антихрист. Православное царство уходит под землю. Истинное царство
есть град Китеж, находящийся под озером. Левое крыло раскола, наиболее
интересное, принимает резко апокалиптическую окраску - Лозунг Никона
- "Я русский, но вера моя греческая" – Нанёс страшный
удар идее Третьего Рима - Греческая вера не представлялась православной
- Истинная вера связана с истинным царством - Истинным царством
должно было бы быть русское - Но с 1666 г. московское царство гибнет
и начинается царство антихриста: Алексей Михайлович - его слуга,
Пётр, Наполеон и др. - воплощение - Истинное царство - под землей,
а во времени – в апокалиптическом грядущем - Разин - порождение
раскола (Щапов)
Причины
Официальное объяснение: произошел из-за мелочных вопросов обрядоверия
Критика: - Это ошибочно - Низкий уровень образования и обскурантизм
играли не главную роль - Обрядоверие занимало слишком большое место
- Сложилось храмовое благочестие - При низком уровне просвещения
это вело к обоготворению исторически относительных и временных обрядовых
форм
Максим Грек, который был близок к Нилу Сорскому, обличал невежественное
обрядоверие и пал жертвой. Его положение было трагическим в невежественном
русском обществе
Раскольники были даже грамотнее православных - Пример. Патриарх
Никон не знал, что русский церковный чин был древнегреческий и потом
у греков изменился - Главный герой раскола - протопоп Аввакум -
Имел некоторые богословские познания - Обскурант - Величайший писатель
допетровской эпохи
Обскурантское обрядоверие было одним из полюсов, искание Божьей
правды, странничество, эсхатологическая устремлённость - на другом
В расколе сказалось и то и другое
Рев. интеллигенция XIX в. также раскольна, но при ином сознании.
Там "нетовщина" распространилась на самые основы религиозной
жизни
- Стрельцы - раскольники - Обнаружили огромную способность к общинному
устройству
Противоположение общества и государства
- Народ требовал свободы земского дела - Оно начало развиваться
помимо государственного - Характерно для XIX в. - Мало понятно Западу
Самозванство
- Царей из народа (Пугачёв) - Пророков-исцелителей (Аввакум) -
Характерно – Чисто русское явление
Пытки и истязания, которые вынес Аввакум, превосходили человеческие
силы
Казачество
Казацкая вольница - явление замечательное. Обнажает полярность
русского характера. Смирение - и бунт Колонизация была совершена
казачеством В нём было несколько слоев Это анархический элемент
в русской истории, в противовес государственному абсолютизму и деспотизму
Оказалось, что может быть уход из государства в вольные поля
2
= Реформа Петра =
- Была совершенно неизбежна - Подготовлена предшествующими процессами
- Сношения с Западом начались ещё в XV в. [15] - Предшественник
Петра - Ордын-Нащёкин
- Вместе с тем насильственна, революция сверху
- Ранил народную душу
- Несправедливо винить его во всём
- Задача - вывести Россию из замкнутого состояния - Ради выполнения
миссии - Историки, не интересующиеся духовной стороной вопроса,
достаточно выяснили, что без реформ Петра самое русское государство
не могло бы себя защитить и не могло бы развиваться
- Критики не выдерживают ни славянофильская, ни западническая точки
зрения
Немецкое вторжение в Россию
- Началось до Петра - В Москве существовала немецкая слобода -
Русская торговля и промышленность в XVII в. были захвачены иностранцами,
вначале особенно англичанами и голландцами - Уже в допетровской
России были люди, выходившие из тоталитарного строя Московского
царства: отщепенец кн. Хворостинин, денационализировавшийся В.Котошихин
Пётр
- Ненавидел стиль Московского царства - Был типичный русак: простота,
грубость, нелюбовь к церемониям, условностям, этикету, своеобразный
демократизм, любовь к правде и любовь к России - Вместе с тем -
стихия дикого зверя. Сходство с большевиками. Большевик на троне.
Шутовские церковные процессии напоминают антирелигиозную пропаганду
- Секуляризировал русское царство - Приобщил его к типу западного
просвещённого абсолютизма - Создал пропасть между полицейским абсолютизмом
и священным царством - Произвёл разрыв между высшими руководящими
слоями русского общества и народными массами (в которых сохранились
старые религиозные верования)
- Западные влияния, приведшие к замечательной русской культуре
XIX в., не были благоприятны для народа - Дворянство усилилось и
стало чуждо народу - Крепостное право - Борьба Запада и Востока
в русской душе Россия не имела единства, единого стиля - Но в ней
стал возможен необыкновенный динамизм - Окончательное вступление
в критическую эпоху - Начало дуализма
- Синод создан по лютеранскому образцу - Считается, что он поработил
и ослабил церковь - Вернее сказать, что церковная реформа Петра
была результатом ослабления церкви, невежества иерархии и потери
её нравственного авторитета
Образовательный уровень был несоизмеримо выше на юге Св. Дмитрий
Ростовский, прибывший в Ростов из Киева поражён одичанием
- Образовалась интеллигенция - Приняла универсализм Петра, его
обращенность к Западу и отвергла империю - Самостоятельная мысль
ещё не пробудилась - Сначала преобладали французские влияния - Была
усвоена поверхностная просветительная философия - Западную культуру
русские бары XVIII в. усвоили себе в форме плохо переваренного вольтерианства
- Это сохранялось в XIX в., когда появились более самостоятельные
и глубокие направления мысли - В общем уровень научного образования
XVIII в. был очень низок - Пропасть между верхами и народом возрастала
- Помещики: "Не хочу, чтобы философами были те, кто мне служить
должны" (Бецкий) [16] - Образование народа считалось вредным
и опасным (Победоносцев в к. XIX и н. XX) - Пётр: русский народ
способен к науке и умственной деятельности, как все народы - Наши
вольтерианцы не мыслили свободно
Ломоносов
- Гениальный учёный - Предвосхитил многие открытия XIX и XX вв.
в физике и химии - Создал физическую химию - Одиночество было трагическим
- Для русского самосознания имел мало значения
Русская литература началась с сатиры, но ничего замечательного
не дала
|