Русская идея
Н.А.Бердяев
Конспект 08
(не закончен)
4
Теперь переходим в другой климат, в котором расцветал русский гений.
Социально-революционная тема, когда ей отдавались целиком, подавляла
сознание, вызывала конфликт с творческим богатством мысли, с цветением
культуры. На русской социально-революционной мысли лежала печать
своеобразного аскетизма. Подобно тому, как христианские аскеты прошлого
думали, что нужно прежде всего бороться с личным грехом, русские
революционеры думали, что нужно прежде всего бороться с социальным
грехом. Все остальное приложится потом. Но были люди, которым было
свойственно сильное чувство греха, которым не была чужда русская
социальная тема и которые обнаружили гениальное творчество. Таковы
прежде всего Л. Толстой, Достоевский и Соловьёв. Великие русские
писатели, столь противоположные по своему типу, представители религиозного
народничества, оба верили в правду простого трудового народа. Русский
гений, в отличие от западноевропейского, поднявшись на вершину,
бросается вниз и хочет слиться с землей и народом, он не хочет быть
привилегированной расой, ему чужда идея сверхчеловека. Достаточно
сравнить Л. Толстого с Ницше. И Толстой и Достоевский, по основам
своего миросозерцания, враждебны революционной интеллигенции, а
Достоевский был к ней даже несправедлив, и его обличения напоминали
памфлет. Но оба стремились к социальной правде, лучше сказать, что
оба стремились к Царству Божьему, в которое входит и социальная
правда. Для них тема социальная приобретала характер темы религиозной.
Л. Толстой с небывалым радикализмом восстает против неправды и лжи
истории, цивилизации, основ государства и общества. Он обличает
историческое христианство, историческую церковь в приспособлении
заветов Христа к закону этого мира, в замене Царства Божьего царством
кесаря, в измене закону Бога. У него было потрясающее чувство вины,
вины не только личной, но и того класса, к которому он принадлежал.
Древний аристократ по рождению, настоящий гранд-сеньор, он не может
вынести своего привилегированного положения и всю жизнь с ним борется.
Такого отречения от своего аристократизма, от своего богатства и,
в конце концов, от своей славы Запад не знал. Толстой совсем не
был последователен, он не умел осуществить своей веры в жизни и
сделал это лишь в конце жизни своим гениальным уходом. Его давила
и притягивала вниз семья. Он был человек страстей, в нём была сильная
стихия земли, инстинктами своими он был привязан к той самой земной
жизни, от неправды которой он так страдал. Он совсем не был человеком
вегетарианского темперамента. Он весь был в борьбе противоположных
начал. Он был человек гордый, склонный к гневу, это был пацифист
с воинствующим инстинктом, любил охоту, был картежник, проигравший
в карты миллион, проповедник непротивления – он естественно склонен
был к противлению и ничему и никому не мог покориться, его соблазняли
женщины, и он написал "Крейцерову сонату". Когда в его
отсутствие у него в деревне однажды сделали обыск, явление не редкое
в России, он пришел в такое бешенство, что потребовал от правительства
извинения перед ним, просил, чтобы его тетя, близкая ко двору, говорила
об этом с Александром III, и грозил навсегда покинуть Россию. И
он же, когда арестовывали и ссылали толстовцев, требовал, чтобы
и его арестовали и сослали. Ему приходилось преодолевать в себе
тяжесть земли, свою теллурическую природу, и он проповедовал духовную
религию, близкую к буддизму. В этом интерес Л. Толстого и его единственной
судьбы. Он искал правды и смысла жизни в простом народе и в труде.
Чтобы слиться с народом и его верой, он одно время принуждал себя
считать православным, соблюдал все предписания православной церкви,
но не в силах был смириться, взбунтовался и начал проповедовать
свою веру, своё христианство, своё Евангелие. Он требовал возврата
от цивилизации к природе, которая для него была божественна. Наиболее
радикально он отрицал земельную собственность и видел в ней источник
всех зол. Этим он отрицал свою собственную помещичью природу. Из
западной социальной мысли некоторое влияние на него имели Прудон
и Генри Джордж. Наиболее чужд ему был марксизм. Об отношении Л.
Толстого к Руссо я ещё буду говорить в связи с учением о непротивлении
злу насилием и его анархизмом. Толстовство, которое ниже самого
Толстого, интересно, главным образом, своей критикой, а не положительным
учением. Толстой был великий правдолюбец. В необыкновенно правдивой
русской литературе XIX в. он был самым правдивым писателем. В русскую
идею Л. Толстой входит, как очень важный элемент, без которого нельзя
мыслить русского призвания. Если отрицание социального неравенства,
обличение неправды господствующих классов есть очень существенный
русский мотив, то у Толстого он доходит до предельного религиозного
выражения
Достоевский наиболее выражает все противоречия русской природы
и страстную напряженность русской проблематики. Он в молодости принадлежал
к кружку Петрашевского и за это претерпел каторгу. Он пережил духовное
потрясение и, по обычной терминологии, из революционера стал реакционером
и обличал неправду революционного миросозерцания, атеистического
социализма. Но вопрос о нём безмерно сложнее. В Достоевском осталось
много революционного, он революционер духа. "Легенда о Великом
Инквизиторе" одно из самых революционных, можно даже сказать,
анархических произведений мировой литературы. К русской социальной
теме он не стал равнодушен, у него была своя социальная утопия,
утопия теократическая, в которой церковь поглощает целиком государство
и осуществляет царство свободы и любви. Его можно было бы назвать
православным социалистом. Он противник буржуазного мира, капиталистического
строя и пр. Он верит, что в русском народе правда, и исповедует
религиозное народничество. Теократия, в которой уже не будет государственного
насилия, с Востока, из России придет. Интересно, что Достоевский
сделался врагом революции и революционеров из любви к свободе, он
увидал в духе революционного социализма отрицание свободы и личности.
В революции свобода перерождается в рабство. Если верно то, что
он говорит о революционерах-социалистах по отношению к Нечаеву и
Ткачеву, то совершенно неверно по отношению к Герцену или Михайловскому.
Он предвидит русский коммунизм и противополагает ему христианское
решение социальной темы. Он не принимает искушения превращения камней
в хлеб, не принимает решения проблемы хлеба через отречение от свободы
духа. Антихристово начало для него есть отречение от свободы духа.
Он видит это одинаково в авторитарном христианстве и в авторитарном
социализме. Он не хочет всемирного соединения посредством насилия.
Его ужаснула перспектива превращения человеческого общества в муравейник.
"Горы сровнять – хорошая мысль". Это Шигалев и Петр Верховенский.
Это принудительная организация человеческого счастья. "Выходя
из безграничной свободы, – говорит Шигалев, – я заключаю безграничным
деспотизмом". Никаких демократических свобод не будет. В профетической
"Легенде о Великом Инквизиторе" есть гениальное прозрение
не только об авторитарном католичестве, но и об авторитарном коммунизме
и фашизме, о всех тоталитарных режимах. И это верно относительно
исторических теократий прошлого. "Легенда о Великом Инквизиторе"
и многие места в "Бесах" могут быть истолкованы, главным
образом, как направленные против католичества и революционного социализма.
Но в действительности тема шире и глубже. Это есть тема о царстве
кесаря, об отвержении искушения царством мира сего. Все царства
мира сего, все царства кесаря, старые монархические царства и новые
социалистические и фашистские царства основаны на принуждении и
на отрицании свободы духа. Достоевский, в сущности, религиозный
анархист, и в этом он очень русский. Вопрос о социализме, русский
вопрос об устройстве человечества по новому штату есть религиозный
вопрос, вопрос о Боге и бессмертии. Социальная тема оставалась в
России религиозной темой и при атеистическом сознании. "Русские
мальчики", атеисты, социалисты и анархисты – явление русского
духа. Это очень глубоко понимал Достоевский. И тем более странно,
что он иногда так несправедливо, почти озлобленно писал об этих
русских мальчиках, особенно в "Бесах". Он многое очень
глубоко понял и прозрел, увидал духовную подпочву явлений, которые
на поверхности представлялись лишь социальными. Но временами он
срывался, в "Дневнике писателя" он высказывал очень банальные
консервативные политические взгляды. Многое в "Дневнике писателя"
совсем не соответствует духовной глубине его романов. Достоевского
очень волновала утопия земного рая. Сон Версилова и ещё более гениальный
сон смешного человека посвящёны этой теме. Возможны три решения
вопроса о мировой гармонии, о рае, об окончательном торжестве добра:
1) гармония, рай, жизнь в добре без свободы избрания, без мировой
трагедии, без страданий, но и без творческого труда; 2) гармония,
рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчислимых
страданий и слез всех, обреченных на смерть, человеческих поколений,
превращенных в средство для грядущих счастливцев; 3) гармония, рай,
жизнь в добре, к которым придет человек через свободу и страдание
в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т.е.
в Царстве Божием. Достоевский отвергает первые два решения вопроса
о мировой гармонии и рае и приемлет только третье решение. Диалектика
Ив. Карамазова сложна, и не всегда легко понять, на чьей стороне
сам Достоевский. Думаю, что он наполовину был на стороне Ив. Карамазова.
У Достоевского было сложное отношение к злу, которое многим может
казаться соблазном. С одной стороны, зло есть зло, должно быть обличено
и должно сгореть. Но, с другой стороны, зло есть духовный опыт человека,
путь человека. В своём пути человек может быть обогащен опытом зла.
Но нужно это как следует понять. Обогащает не самое зло, обогащает
та духовная сила, которая пробуждается для преодоления зла. Человек,
который скажет: отдамся злу для обогащения, никогда не обогащается,
он погибает. Но зло есть испытание свободы человека. В истории,
в социальной жизни мы видим то же самое. Есть как бы закон диалектического
развития, согласно которому дурное, злое в известный период не уничтожается,
а преодолевается (Aufhebung), и в преодоление входит все положительное
предшествующего периода. Достоевский наводит на эти мысли. Он раскрывает
метафизическую глубину русской темы о социальной правде. Для него
она связана с русским мессианизмом. Русский народ – как народ-богоносец
– должен лучше Запада решить социальный вопрос. Но этот народ подстерегают
и великие соблазны
Соловьёв и социальная тема
- Вопрос о возможности христианского общества
- Обличал лжехристианское общество - Осуществление социальной правды
- Свободная теократия - Царство Божье на земле - По тройственной
схеме царя, первосвященника и пророка
Разочаровался под конец жизни
- Профетическое начало в христианстве и профетическую функцию -
Чтобы победить неправду социализма, нужно признать правду социализма
и осуществить её - Но не был народником, и, в отличие от других
представителей русской мысли, признаёт положительную миссию государства,
требуя только, чтобы государство было подчинено христианским началам
- Преображение космоса
- Обличение неправды национализма, принявшего зоологические формы
в 1880-е
- Представитель русского универсализма в более очищенной форме,
чем Достоевский - Протест против смертной казни (пришлось покинуть
профессуру) - Роль Соловьёва в истории русских социальных идей и
течений остаётся второстепенной. Он входит в русскую идею другими
сторонами своего творчества, как самый замечательный представитель
русской религиозной философии XIX в. Мы увидим, что личность Вл.Соловьёва очень сложна и даже загадочна. Он, во всяком случае, всегда
стремился к осуществлению христианской правды не только в жизни
личной, но и в жизни общественной и резко восставал против дуализма,
который признавал евангельскую мораль для личности, для общества
же допускал мораль звереподобную. В этом от него очень отличался
К.Леонтьев , который как раз утверждал в крайней форме такой моральный
дуализм. Он совсем не хотел осуществления христианской, евангельской
правды в обществе. У него решительно преобладали оценки эстетические
над оценками моральными. Со свойственным ему радикализмом мысли
и искренностью он признается, что осуществление христианской правды
в жизни общества привело бы к уродству, и он, в сущности, не хочет
этого осуществления. Свобода и равенство порождают мещанство. В
действительности ненавистный ему "либерально-эгалитарный прогресс"
более соответствует христианской морали, чем могущество государства,
аристократия и монархия, не останавливающиеся перед жестокостями,
которые защищал К.Леонтьев . Вся мысль его есть эстетическая реакция
против русского народничества, русского освободительного движения,
русского искания социальной правды, русского искания Царства Божьего.
Он государственник и аристократ. Но прежде всего и более всего он
романтик, и он совсем не подходил к реакционерам и консерваторам,
как они выражались, в практической жизни. Ненависть К. Леонтьева
к мещанству и буржуазности была ненавистью романтика. Эмпирические
реакционеры и консерваторы были мещане и буржуа. Под конец жизни,
разочаровавшись в возможности в России органической цветущей культуры,
отчасти под влиянием Вл.Соловьёва, К.Леонтьев даже проектировал
что-то вроде монархического социализма и стоял за социальные реформы
и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости
и желания осуществить правду, сколько из желания сохранить хоть
что-нибудь из красоты прошлого. К.Леонтьев – один из самых замечательных
у нас людей, в нём подкупает смелость, искренность и радикализм
мысли, его религиозная судьба волнует. Но он стоит в стороне. Гораздо
более центральной и характерной для русской идеи, для русского стремления
к осуществлению социальной правды является фигура Фёдорова, но он
принадлежит более к началу XX в., чем к XIX в. У него социальная
тема играла большую роль, и есть даже родство с коммунизмом-коллективизмом,
идеология труда, регуляция природы, проективность. Такие свойства
первый раз встречаются с религиозной мыслью. Убийство Александра
II партией Народной Воли проводит резкую грань в наших социальных
течениях. 80-е годы были эпохой политической реакции и лжерусского
стиля Александра III, в эти годы возник национализм, которого раньше
не было, не было и у славянофилов. Старый народнический социализм
идет на убыль. Партия Народной Воли была последним сильным проявлением
старых революционных течений. Желябов был главным её выразителем.
Фигура героическая. Очень интересны слова, сказанные им на процессе
1 марта: "Крещён в православии, но православие отрицаю, хотя
сущность учения Иисуса Христа признаю. Эта сущность учения среди
моих нравственных побуждений занимает почетное место. Я верю в истину
и справедливость этого учения и торжественно признаю, что вера без
дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться
за правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них
пострадать: такова моя вера" [52]
В 80-е годы подготовляется русский марксистский социализм. В 1883
г. основывается за границей группа "Освобождение труда"
с Г. В. Плехановым во главе, главным теоретиком русского марксизма.
Это открывает новую эру в русских социалистических течениях. Это
вместе с тем будет серьезным кризисом сознания русской интеллигенции.
Тип марксиста, как я уже говорил, будет более жестким, чем тип народника,
менее эмоциональным. Но на почве марксизма у нас возникнет среди
левой интеллигенции течение более высокой и сложной культуры, подготовившее
русский идеализм начала XX в. Об этом речь впереди. Подводя итоги
русской мысли XIX в. на социальную тему, русским исканиям социальной
правды, можно сказать, что в России вынашивалась идея братства людей
и народов. Это русская идея. Но поскольку эта идея утверждалась
в отрыве от христианства, которое было её истоком, в неё входил
яд, и это сказалось на двойственности коммунизма, на переплетении
в нём правды и лжи. Эта двойственность была уже у Белинского. У
Нечаева и Ткачева началось преобладание отрицательного над положительным.
Духовные же течения делались более равнодушными к социальной теме.
Так раздвоение, раскол все усиливались в России
|