Русская идея
Н.А.Бердяев
Конспект 02
(не закончен)
= Масонство =
- Первые масонские ложи - 1731-1732 гг. - Единственное духовно-общественное
движение - Лучшие русские люди были масонами - Шварц, И.Лопухин,
И.Гамалея - Первоначальная русская литература имела связь с масонством
- Первая свободная самоорганизация общества в России - Единственное
не навязанное властью - Внушили опасения правительству - Масонские
ложи были закрыты в 1783 г. - Подготовили пробуждение философской
мысли в 1830-е - Слишком консервативны для декабристов - Должны
были повиноваться правительству - Требовали не столько уничтожения
крепостного права, сколько гуманности
Масоны и декабристы
- Мыслили не самостоятельно - Не были ещё типичными интеллигентами
Идеология
- Искали истинного христианства - Проверяли, нет ли в масонстве
чего-либо враждебного православию - Считали, что масонство и есть
христианство - Недовольные видимым храмом, хотели построить невидимый
- Оригинальных мыслей не имели - Спиритуализм укрывался от исключительного
господства просветительного рационализма и материализма - Враждебны
просветительной философии и энциклопедистам - Далеки от радикального
иллюминатства Вейсгаупта - Большая часть была монархистами и противниками
французской революции - Мучила социальная несправедливость, хотели
большего социального равенства
Новиков
- На контрольный запрос Екатерины о его православии митрополит
Платон ответил, что он "молит Бога, чтобы во всём мире христиане
были таковы" - Интересовался, главным образом, нравственной
и социальной стороной масонства - Моралистическое направление -
Было характерно для пробуждения русской мысли - Масонство считал
исходом "на распутьи между вольтерианством и религией"
- Очень подозрителен к Дидро - Идеи равенства выводил из Евангелия,
а не из естественного права - Арест - Закрытие типографии - 15 лет
Шлиссельбургской крепости - Вышел совершенно разбитым
С гонений на Новикова и на Радищева начался мартиролог русской
интеллигенции
Шварц
- Возможно, первый в России философствующий человек - Имел философское
образование - Оккультист, розенкрейцер
Лопухин
- Сначала под влиянием энциклопедистов - Переводил Гольбаха - Сжёг
свой перевод - Искал очищенного духовного христианства - Написал
книгу о внутренней церкви
Екатерина II
- Вольтерианка - Враждебна к их мистицизму - Плюс политические
опасения - Склонялась к реакции - Даже стала националисткой - Смешивала
мартинистов с иллюминатами (нарочно?)
Бёме
- Огромный авторитет - Переведен масонами - В н. XIX в. проник
и в народный слой ("иже во отцех наших святой Яков Бёме")
Портедж
- Английский последователь Бёме
Штиллинг и Эккартгаузен
- Второстепенные мистики теософического типа - Очень популярны
Сковорода
- XVIII в. - Украинский философ-теософ, народный мудрец - Замечательный
человек - Прямого влияния не имел
= Эпоха Александра I =
– Одна из самых интересных - н. XIX в. - Отечественная война -
Эпоха мистических течений - Русские души подготовлялись к ОПД -
Пушкин и Серафим Саровский друг о друге не знали. Это проблема отношений
между гениальностью и святостью, между творчеством и спасением,
не разрешенная старым христианским сознанием [21]
Александр I
- Русский интеллигент на троне - Фигура сложная, раздвоенная, совмещающая
противоположности, духовно взволнованная и ищущая - Связан с масонством;
так же искал истинного христианства - Был под влиянием баронессы
Крюднёр, молился с квакерами, сочувствовал мистицизму интерконфессионального
типа - Глубокой православной основы не имел - В молодости прошёл
через отрицательное просвещение - Ненавидел рабство, сочувствовал
республике и французской революции - Романтический русский царь
- Деспотические инстинкты, страх перед освободительным движением
- Учитель - Лагарп - Внутренняя драма связана с тем, что он знал
о подготке убийства сумасшедшего отца, и не предупредил его - Очень
правдоподобна легенда о конце его жизни: стал странником Федором
Кузьмичом
Царствование
- Первая половина - стремление к реформам - Не было возможно психологически
- Отдал Россию Аракчееву - Вдохновитель Священного союза - Привело
к восстанию декабристов
Когда испуганные реакционеры указывали на опасность масонских лож
и освободительных стремлений в части гвардии, принуждён был сказать,
что сам всему этому сочувствовал и подготовлял
Мистическое движение
- Было двойственно: - Воспитывало декабристов - и принимало обскурантский
характер
Течения
- Масоны - Интерконфессиональное христианство - Библейское Общество
- Священный союз - Теократические мечтания - Декабристы - Пушкин
- Развитие русской поэзии - Русский универсализм (имел определяющее
значение [18] )
Библейское Общество
- Навязано правительством - Приказано было быть мистиками и интерконфессиональными
христианами - Запрещались даже книги в защиту православной церкви
- Когда вышел обратный приказ, начало говорить то, что нужно было
таким людям, как Магницкий - Духовное и освободительное движение
было только в очень небольшой группе
Священный союз
- Замысел социального христианства - Будущий союз народов на почве
христианского универсализма - Не был осуществлён - Победил Меттерних
- Стал реакционной силой
Тайные общества
- Многочисленны - Подготовляли политический переворот - Союз спасения,
Союз добродетели, Союз благоденствия [19]
Союз спасения
- Первое тайное общество
Лица эпохи
Аракчеев
- Страшен
Меттерних
- Более реальный политик - Превратил союз народов в союз князей
против народов
Рунич и Магницкий
- Отвратительные обскуранты мистико-идеалистического направления
Архимандрит Фотий
- Черносотенец (Для которого и министр духовных дел, кн. Голицын,
был революционером)
Лобзин
- "Более чистое явление" - (Издавал?) "Сионский
Вестник"
Митрополит Филарет
- Очень талантливый - Двойственная роль
Голицын
- Воплотил двойственность Библейского Общества
= Декабристы =
- Первое освободительное движение в России - Высший слой русской
гвардии, наиболее культурный в то время - Богатые помещики и гвардейские
офицеры не могли примириться с тяжелым положением крепостных крестьян
и солдат - Проявили большое бескорыстие - Огромное значение для
появления имело пребывание русских войск за границей после 12-го
года - Многие декабристы были умерены и даже монархисты, хотя и
противники монархии самодержавной - Были более закалены, менее чувствительны,
чем люди 1830-х - Больше цельности и ясности, меньше беспокойства
и взволнованности - Тем, что они были военными, это объясняется
лишь отчасти - Влияние оказывали Радищев, стихи Рылеева - Сочувствовали
французской революции и греческому восстанию - Не было полного единомыслия
- Умеренное и радикальное (левое) течения (Пестель, Южное общество)
- Прошли через масонские ложи
- Составляли незначительное меньшинство, не имевшее опоры ни в
верхах, ни в низах - Были обречены - Возможность общественной деятельности
для последующего поколения была закрыта
Н.Тургенев - Сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т.е. самой
левой форме масонства
Лунин
- Лично знал Сен-Симона
Пестель
- Сторонник республики через диктатуру - Первый русский социалист
(конечно, аграрный) – Предшественник революционных движений в русской
интеллигенции - Возможно влияние "идеолога" Дести де Траси
Южное общество
- Против диктатуры
Русская мысль XIX в
- Социально окрашена Неудача декабристов, рез-ты - Отвлеченный
идеализм 1830-40-х - Переживания от невозможности деятельности -
Русский романтизм - Восторженная чувствительность - Увлечение Шиллером
(Достоевский употребляет имя "Шиллер" как символ "возвышенного
и прекрасного") - Одиночество молодёжи, более ужасное, чем
одиночество поколения декабристов - Меланхолия [20]
Станкевич - Мечтательный юноша
Эпоха Николая I
- Пробудилась творческая мысль - Эпоха освобождения -
Чацкий - декабрист, окружённый Фамусовыми (в ужасе от "франмасонов")
и Молчалиными
Русская интеллигенция XIX в
- Масоны и декабристы подготовляют появление - На Западе понята
плохо - Смешивается там с тем, что называют intellectuels - Раскол,
отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим,
устремленность к грядущему, к лучшей, более справедливой жизни –
характерные черты интеллигенции - Духовные основы раскрывает Достоевский
= Пушкин =
- Ещё не был интеллигентом - Величайшее явление русской творческой
гениальности первой трети века - Создатель русского языка и русской
литературы - Наиболее изумительная черта, определившая характер
века, - универсализм, всемирная отзывчивость - Подготовил Достоевского
и Толстого - Единственный русский писатель ренессанского типа
- Среди тем:
- Тождественность народа значительной судьбы космосу (Аналогично
Гёте) - Творчество (Свобода творчества)
Литература
- Останется христианской и тогда, когда русские писатели отступят
от христианства в сознании своём - Темы - Основная - творчество
лучшей жизни (Впротивовес творчеству совершенной культуры) - Свобода
творчества (В праве творчества усомнятся Гоголь, Толстой и др.)
- "Интеллигенция и народ"
- Характер - Моральный - Скрыто-религиозный
Лермонтов
- Уже не ренессансный
- Свобода его более глубокая и независимая от политической злобы
дня, чем свобода, к которой будет стремиться русская интеллигенция
- Стремился к свободе, но с большим надрывом и раздвоением - Возможно,
самый религиозный из русских поэтов, несмотря богоборчество
3
= Русская интеллигенция =
- Специфически русское духовно-социальное образование - Не класс
- Её существование создаёт затруднение для марксистских объяснений
- Идеалистична - Целиком увлечена идеями - Готова на страдания и
на казнь - Не могла жить в настоящем, жила в будущем, иногда в прошедшем
- Невозможность политической активности вела к исповеданию самых
крайних социальных учений - Чувствовала себя беспочвенной - Чувствовала
свободу от тяжести истории, против которой она восставала - Обнаружила
исключительную способность к идейным увлечениям - Гегелем, Шеллингом,
Сен-Симоном, Фурье, Фейербахом, Марксом
- Беспочвенность может быть национально-русской чертой - Ошибочно
считать национальным лишь верность консервативным почвенным началам
История не есть только традиция, не есть только охранение Беспочвенность
имеет свою почву, революционность есть движение истории
История
Упреждающие явления - одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина
и Печорина
- Вербуется из разных социальных слоев (Последовательно из дворян,
разночинцев. Лишний человек, кающийся дворянин, потом активный революционер
– разные моменты истории)
1830-е – "Просвещение", утопизм, нигилизм, революционность
- Выход из невыносимого настоящего
alt: Выход из истории (Флоровский) - Нет. Это также историческое
- СНБ [22]
= Радищев =
- Родоначальник русской интеллигенции - Предвосхитил и определил
её основные черты - Она родилась с его словами "Я взглянул
окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала"
("Путешествие из Петербурга в Москву") – Самое замечательное
явление XVIII в. - Влияние Руссо и учения о естественном праве -
Оригинальны не мысли, а чувствительности: стремление к правде и
свободе - Первым обличителем крепостного права - Один из первых
русских народников - Утверждал верховенство совести - Сочувствовал
французской революции, но против отсутствия свободы мысли и печати
в её разгар - Проповедует самоограничение потребностей - Призывает
утешать бедняков - Родоначальником рев.радикализма - Главное - благо
не государства, а народа - Приговорён к смертной казни с заменой
ссылкой на десять лет - Судьба предваряет судьбу революционной интеллигенции
Интеллигенция
- Раздавлена между силой царской власти и силой народной стихии
- Народная стихия представлялась ей таинственной - Противополагала
себя народу - Чувствовала свою вину перед народом - Хотела служить
народу
Левая интеллигенция
- Окончательно сформировалась в 2/2 XIX в. - Приобрела характер,
схожий с монашеским орденом (Сказалась глубинная православная основа
русской души: уход из мира, во зле лежащего, способность к жертве)
- Была права конфликте с империей - Вела почти героическое существование
- Это страшно спутало её сознание, отвернуло её сознание от многих
сторон творческой жизни человека, сделало её более бедной. Народ
безмолвствовал и ждал часа, когда он скажет своё слово. Когда этот
час настал, то он оказался гонением на интеллигенцию со стороны
революции, которую она почти целое столетие готовила
= Интеллигенция и действительность =
Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный
мужик любит ставить вопросы философского характера – о смысле жизни,
о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить
Царство Божье. Щапов, увлеченный естественными науками в соответствии
со своей эпохой, особенно подчеркивал, что нашему народному мышлению
свойственно реальное, а не гуманистическое направление [23]
Философия
- Естественные науки не развились у нас вследствие возражений православных
- Но в силу реалистического склада русского народа в прошлом, у
нас преобладало прикладное, механическое естествознание (Щапов)
- В XVIII в. и в начале XIX в. у нас настоящей философии не было,
она находилась в младенческом состоянии [24]: - Вместо философской
культуры - лишь одинокие мыслители - Доминировала философия истории
- Судьба философии в России трагична - Философия постоянно подвергалась
гонению, она была на подозрении - Приют нашла, главным образом,
в духовных академиях - Голубинский, Кудрявцев, Юркевич
Но в русском православии произошел перерыв единственной возможной
философской традиции. Дошло даже до такого курьеза, что одно время
рационалиста и просветителя Вольфа считали наиболее подходящим для
православной философии
Гонения
- Сначала справа, от русского обскурантизма, а потом и слева (за
считавшиеся реакционными спиритуализм и идеализм) (Это поразительно)
- Шеллингианец Шадо был выслан из России - В николаевскую эпоху
одно время профессором философии был назначен невежественный генерал
- Обскуранты резко нападали на философский идеализм - В конце концов,
в 1850 г. министр народного просвещения, кн. Ширинский-Шихматов,
совсем запретил преподавание философии (Курьезно, что он считал
более безопасными естественные науки) - Нигилисты 60-х годов с другого
конца нападали на философию, видели в ней метафизику, отводящую
от реального дела и от долга служения народу - В советский период
гонение на всякую философию, кроме диамата (Между тем как тема русского
нигилизма и русского коммунизма - также философская)
Русская интеллигенция
- Вырабатывала в себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в
котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью
= Влияние немецкого идеализма =
Немецкое влияние в России двойственно. Для государственности оноо
было вредным и фатальным. Для духовной культуры - в высшей степени
плодотворным. Под влиянием немецкой философии у нас произошло настоящее
пробуждение философской мысли
Это поразительно
Германский идеализм, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель создали атмосферу
германского идеализма и романтизма Она имела определяющее значение
для начала раскрытия русской мысли
= Шеллингианцы и Шеллингианство =
- Стали первыми русскими философами - Увлеклись натурфилософией
и эстетикой - М.Г.Павлов, И.Давыдов, Галич, Велланский, В.Ф.Одоевский
- наиболее интересен и наиболее типичен для русского романтизма
[25] - Ездили слушать Шеллинга - Не было у нас творческим движением
мысли. Самостоятельная философия ещё не народилась. Более плодотворно
было у нас влияние Шеллинга на религиозную философию начала XX в.
Творческое претворение шеллингианства и ещё более гегелианства было
не у шеллингианцев в собственном смысле, а у славянофилов
Шеллинг
- Любил русских - Верил в русский мессианизм - О Сен-Мартене и
Портедже узнал от Одоевского - Хорошо знал Чаадаева и высоко его
ценил
Фр.Баадер
- Очень родственен русской мысли - С ним встречался Шевырёв и пропагандировал
его в России
= Общество любомудрия =
* 1823 г
- А.Кошелев и И.Киреевский, впоследствии славянофилы - Закрыто
после декабрьского восстания - Было первым опытом философского общения
- Философия была выше религии - Духовная свобода - дороже политической
- Популяризовал в беллетристике Одоевский
Социальный мистицизм
1830-е
- Под влиянием французов, гл. обр. Ламенэ - Стремление к свободе
и социальной правде - Преобладание религиозных, моральных и социальных
мотивов
Два преобладающих мифа, способные стать динамическими в жизни народов
- О происхождении - О конце (эсхатологический)
У русских преобладает второй . Так можно было определить русскую
тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним
результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое
и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов
мирового прогресса, революции, цивилизации и пр. Закончу это историческое
введение словами св. Александра Невского, которые можно считать
характерными для России и русского народа: "Не в силе Бог,
а в правде". Трагедия русского народа в том, что русская власть
не была верна этим словам
Глава II
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники.
Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы.
Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты
сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие
славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский
1
= Проблема философии истории =
Для русской мысли характерна нерегулярность. Так, первый русский
философ истории Чаадаев был лейб-гусарский офицер, а первый оригинальный
богослов Хомяков - конно-гвардейский офицер
Пробудилась на проблеме историософической. Замысел Творца о России.
Мессианизм - скорее чувство, чем сознание - был свойственен нам
давно. Может ли Россия выполнить миссию, пойдя своим путём? Основная
идея для всех течений XIX в
Пессимизм в отношении к прошлому и настоящему России и оптимизм
в отношении к будущему
Разочарование Чаадаева в России и разочарование Герцена в Западе
– основные факты для русской темы XIX в. 1830-е - годы социальных
утопий + некоторая экзальтированность. 1840-е были эпохой напряженной
умственной жизни
= Славянофилы и западники =
= Религиозное западничество =
- Чаадаев и Печерин - Предтеча западничества и славянофильства
= Чаадаев =
Начало пробуждения русской мысли - письмо к Е.Д.Панковой в 1829
г. (напечатано в "Телескопе"). "Выстрел, раздавшийся
в тёмную ночь" (Герцен)
Вся наша философия истории будет ответом на поставленные в нём
вопросы
Правительство Николая I ответило объявлением Чаадаева сумасшедшим
- "Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, у нас он офицер
гусарский" (Пушкин) - "Всегда мудрец, а иногда мечтатель,
и ветреной толпы бесстрастный наблюдатель" (Пушкин) - "Декабрист,
ставший мистиком" (Гершензон) [26]
- Особенно интересуется не личностью, а обществом - Настаивает
на историчности христианства - Ищет Царства Божьего на земле - Творчески
перерабатывает западные идеи (теократические Ж. де Местра и де Бональда,
Шеллинга. Для Западной Европы они консервативны, для России казались
революционными) - > Соловьёв
- Потрясён универсализмом католичества и его активной ролью в истории.
Православие представлялось ему пассивным
- Против русской истории:
- "Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть ещё нечто
более прекрасное – это любовь к истине" - "Не через родину,
а через истину ведет путь к небу" - "Я не научился любить
свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми
устами" - "Теперь мы прежде всего обязаны родине истиной"
- "Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить
его" - "Мы не принадлежим ... ни к Западу, ни к Востоку
... Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием
человеческого рода" - "Мы так странно движемся во времени,
что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно.
Это – естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании
и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного
прогресса; каждая наша идея бесследно вытесняет старые" - "Мы
принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества,
а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный
урок" - "Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке"
- "Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества
отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру,
не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих,
ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что
нам досталось от этого прогресса, мы исказили"
Самоотрицание - диалектический момент в развитии русской идеи.
В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев придёт к утверждению
великой миссии России. Силы русского народа не были актуализированы.
Но это залог великого будущего. Ряд идей для русской мысли XIX в
- Преимущество девственности почвы - Отсталость даёт возможность
выбора - Скрытые, потенциальные силы могут себя обнаружить в будущем
- Повиноваться только голосу просвещённого разума, сознательной
воли
Во второй половине жизни признает величие православия
"Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался
человеческий ум на Востоке; Раскидываясь вовне, ... развивался он
на Западе Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка,
завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить
на важнейшие вопросы, какие занимают человечество"
- Недостаточно себя актуализировал. Почти ничего не написал - Западничество
и католические симпатии остаются характерно русскими явлениями -
Тоска по форме, восстал против русской неоформленности - Искал Царства
Божьего на земле - Искал исторического величия, что не есть характерное
русское свойство. Но это есть явление компенсации других русских
свойств
= Печерин =
- Рядом с Чаадаевым - Стал католическим монахом - Парадоксально,
что из либерализма и любви к свободной мысли - Один из первых русских
эмигрантов: не вынес гнёта николаевской эпохи
Как сладостно отчизну ненавидеть! И жадно ждать её уничтоженья
Это мог написать только русский, который страстно любит свою родину.
Духовно он вернется на родину, но Россию никогда не увидит. Герцен
искал свидания с Печериным в его монастыре и рассказал об этом в
"Былое и думы". Ответ Печерина на письмо Герцена очень
замечателен, в нём есть настоящие прозрения. Он пишет, что грядущая
материальная цивилизация приведет к тирании над человеческим духом
и в ней некуда будет укрыться
Славянофильские элементы западничества:
- Печерин верил, что Россия вместе с Соединёнными Штатами начнет
новый цикл истории
Споры западников и славянофилов заполнят у нас большую часть века.
Славянофильские мотивы были уже у Лермонтова. Но он думал, что Россия
вся в будущем. Сомнения о Европе у нас возникли под влиянием событий
французской революции [27]
Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и её
призвании в мире. Оба направления в своей исторической форме устарели
и могут считаться преодоленными, но самая тема остаётся. В новых
формах она вызывает страсти и в XX в
Славянофилы любили Россию, как мать, западники - как дитя. Люди
1840-х были из культурного дворянства. Один Белинский был интеллигентом-разночинцем.
Потом произошла резкая дифференциация. Основным вопросом философии
истории стал вопрос о смысле и значении реформы Петра, разрезавшей
русскую историю надвое
Западники
- Целиком приняли реформу Петра - Видели будущее России в западном
пути
Славянофилы
- Верили в особый тип культуры на духовной почве православия -
Реформа Петра и европеизация были изменой России - Усвоили гегелевскую
идею о призвании народов - Идею Гегеля о Германии применяли к России
- Славянофилы были у нас первыми народниками, но на религиозной
почве - Предшественник - хорват Крижанич
В то время влияние Гегеля было так велико, что, по мнению Ю. Самарина,
судьба православной церкви зависела от судьбы гегелевской философии.
Только Хомяков разубедил его в этой отнюдь не православной мысли,
и он исправил свою диссертацию под влиянием Хомякова [29]
Уже В.Одоевский резко критиковал Запад (буржуазность, иссякание
духа) Шевырев, представлявший консервативное и официальное славянофильство,
писал об одряхлении и гниении Запада Но он был близок к западному
мыслителю Фр. Баадеру, обращенному к Востоку
Элементы западничества у славянофилов
- Не было полного отрицания Запада - Не говорили о гниении Запада
- Хотели объяснить причины отличия России от Запада - Пытались раскрыть
первоосновы западной истории
- Построение русской истории фантастично. Смешали с нею свой общественный
идеал
Русскую историческую науку разрабатывали главным образом западники
Ошибка в смешении идеала России с далеко не идеальной Европой
Сходство западников и славянофилов
- Мечтательный элемент - Противопоставление идеала николаевской
действительности - Ошибки в оценке реформы Петра. Славянофилы не
поняли её неизбежности и благотворности (стали возможны мысль и
слово; литература). Западники не признавали её болезненности - Любили
свободу - Не видели её в действительности
Славянофилы
Стремились к органичности и целостности. Идею органичности взяли
у немецких романтиков - Проецировали идеальную органичность в допетровскую
эпоху - Идеализация Московии, несмотря на её противоположность их
ценностям (свобода, любвовь, просвещённость)
- Противополагают целостность и органичность России раздвоенности
и рассечённости Западной Европы - Борются с западным рационализмом,
в котором видят источник всех зол. Возводят его к католической схоластике
Борьба против западного рационализма была свойственна немецким
романтикам
|