ердяев. Истоки и смысл русского коммунизма 02
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма 02




 

 



 

 

 

 

Конспект

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06_01
Часть 06_02
Часть 07
Часть 08

 


Истоки и смысл русского коммунизма 02

Подзаголовок

Н.А.Бердяев

ГЛАВА II
РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ И НИГИЛИЗМ
1

Хотя Белинский был человеком 40-x годов, принадлежал к поколению славянофилов и западников, но он может быть первый выразил тип революционной интеллигенции и в конце своей жизни формулировал основные принципы eё миросозерцания, которые потом развивались в 60 и 70 годы. Прежде всего Белинский не был русский барин, как все славянофилы и западники, как Герцен и Бакунин, он принадлежал к другому социальному слою, он разночинец. По душевной своей структуре он имел в себе типически интеллигентские черты, он был нетерпимым фанатиком, склонен к сектантству, беззаветно увлечен идеями, постоянно вырабатывал себе мировоззрение не из потребности чистого знания, a для обоснования своих стремлений к лучшему, более справедливому социальному строю. Белинский был человеком исключительных дарований и исключительной восприимчивости к идеям, но уровень его образования был не высокий, он почти не знал иностранных языков и знакомился c идеями, которыми был увлечен, из вторых рук. C Геrелем он знакомился, главным образом, через рассказы Бакунина. Белинский прошел через все стадии идейных увлечений культурного русского слоя того времени. Он по очереди был фихтеанцем, шиллингианцем, гегелианцем, потом перешел к фейрбахианству, отрицал влияние французской литературы и французской социалистической мысли. Он был, прежде всего, замечательным литературным критиком, первый оценил Пушкина и Гоголя и начало творчества наших великих романистов. Сам он обладал художественной восприимчивостью и был способен к эстетическим суждениям, но он стал родоначальником того типа публистической, обществениой критики, которой суждено было сыrрать огромную роль в истории интеллигентского сознания. У Белинского было характерно русское искание целостного миросозерцания, которое даёт ответ на все вопросы жизни, соединяет теоретический и практический разум, философски обосновывает социальный идеал. Целостная правда, как потом выразился H.Михайловский, тоже вышедший из Белинского, есть правда-истина и правда-справедливость. Ta же идея целостности, тоталитарности потом будет y H.Фёдорова на религиозноя почве и в марксизме-ленинизме. Русские критики-публицисты всегда будут проповедывать целостное миросозерцание, всегда будут объединять истину и справедливость, всегда будут учителями жизни. Белинский был первым, наиболее одарённым представителем этого типа. Он уже утверждает социальную роль литературного критика. Русская социальная мысль скрывалась под формой литературной критики, потому что по цензурным условиям она не моrла себя иначе выразить

B идейной эволюции и революции, которую пережил Белинский, наиболее интересен и важен кризис гегелианства[1]. Русская мысль пережила два кризиса гегелианства, y Хомякова кризис религиозный, y Белинского кризис социальный. Основной вопрос, который интересовал русских людей 40-x годов, увлекавшихся Гегелем, был вопрос об отношении к "действительности". Мысль Гегеля o разумности действительности, которая y самого Гегеля имела панлогистический смысл и означала признание подлинно действительным лишь разумного, в России была пережита очень напряженно и мучительно, но была неверно истолкована. Известно, что Геrеля можно понимать консервативно и революционно, - он породил правое и левое течение, он был философом прусского государства, в котором видел воплощение абсолютаого духа, и он же через диалектику внес революционную динамику в мышление, породил Маркса

Русские гегелианцы 40-x годов сначала поняли Гегеля консервативно и истолковали мысль o "разумности действительности" в том смысле, что нужно примириться c окружающей действительностью, действительностью николаевской эпохи и увидеть в ней разум. Такой момент консервативного гегелианства пережили Белинский и Бакунин, люди революционноrо темперамента, которые потом пришли к революционному миросозерцанию. Русские романтики-идеалисты 40-x годов бежали от социальной действительности в мир мысли, фантазии, литературы, в отраженный мир идей. Они страдали от уродства и неправды действительности, но бессильны были eё переделать. Разлад c действительностью делал русских людей бездейственными, выработал тип "лишних людей". Они не могли принять действительности не для примирения c ней, a для борьбы c ней. Ho в гегелианстве заключалась возможность обращения к действительности, которое может получить двойной смысл. Тождество бытия и мышления есть не только перенесение бытия в мышление, но и перенесение мышления в бытие. У Белинского в конце 40-x годов в последний его период произошло бурное и страстное обращение к социальной действительности, но не для примирения, a для борьбы. Борьба предполаrает обращение к действительности, к реальности. Мечтательное отношение к жизни делает невозможной борьбу. Ho y Белинскоrо это принимает форму кризиса гегелианства, c которым вся левая, революционная русская мысль порывает до возникновения русского марксизма, который вновь обратился к Геrелю, но понял его диалектику революционно. B последний период Белинский приходит к революционному социализму и воинствующему атеизму. Это нашло себе выражение в замечательных письмах к Бакунину, которые в старой России не могли быть напечатаны. Бунт против Геrеля есть бунт во имя живой, человеческой личности, a борьба за живую человеческую личность превратилась в борьбу за социалистическое устройство общества. Так формулировалась характерная русская идея индивидуалистического социализма

Белинский прежде всего c обычной своей страстностью восстает против отвлеченного идеализма, далекоrо от конкретной жизни, который приносит в жертву мировому духу, общему - индивидуальное, живую человеческую личность. "Судьба субъекта, индивндуума, личности, - пишет Белинский, - важнее судьбы всего мира и здравия китайскоrо императора (т.e. Гегелевской Allgemeinheit)", "Кланяюсь Вашему философскому колпаку,- обращается Белинский к Гегелю, - но co всем подобающим Вашему философскому филистерству уважением, честь имею донести Вам, что если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лестницы развиrия, - я и там попросил бы отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции Филиппа II и пр., и пр.: иначе я c верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братий по крови, - костей от костей моих и плоти от плоти моей. Говорят, что дисгармония есть условие гармонии: может быть это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечnо, не для тех, которым суждено выразить своею участью идею дисгармонии"

Это очень важные для последующей русской проблематики слова. Тут поставлена проблема теодиции, проблема оправдания страдания, которая есть основная русская проблема и источник русскоrо атеизма, проблема цены прогресса, которая будет играть болыuую роль в социальной мысли 80-x годов. Белинский предвосхищает Достоевского, им была уже пережита проблема Ивана Карамазова о слезинке ребенка, в нём зачалась диалектика Достоевского в "Легенде o Великом Инквизиторе". Иногда кажется, что в мыслях Ивана Карамазова Достоевский имел в виду Белинскоrо, которого он хорошо знал лично и c которым много спорил. Белинский переживает отчаяние и ожесточение после разочарования в идеализме. Он делается революционером, атеистом и социалистом. Очень важно, чтов Белинском русский революционный социализм эмоционально соединяется, с атеизмом. Истоком этоrо атеизма было сострадание к людям, невозможность примириться c идеей Бога в виду непомерного зла и страданий жизни. Это атеизм из морального пафоса, из любви к добру и справедливости. Достоевский будет раскрывать эту своеобразную религиозную психологию и идейную диалектику. Из сострадания к человеку, из бунта против общего (идеи, разума, духа, Бога), давившего живоrо человека, Белинский делается социалистом. Он естъ замечательиое свидетельство o морально-психологических истоках русского социализма. Бунт против общего во имя личности переходит у него в борьбу за новое общее, за человечество, за его социальную организадию. Белинский не замечает, что, отвергнув все "общее", раньше давившее людей, он быстро подчиняет личность новому "общему". И ему представляется, что это новое "общее", которому он поклоняется - так как русский человек не может не поклоняться чему-либо - он утверждает во имя личности. Тоже самое будет происходить в 60-ые годы. "Социальность, социальность - или смерть! восклицает Белинский. Что мне в том, что живёт общее, когда страдает личность.  "Отрицаяие - мой бог"

B России в конце 40-x годов был уже тот же диалектический процесс мысли, который в Германии происходил в левом гегелианстве, y Фейербаха и Маркса. Происходит разрыв c отвлеченным идеализмом и переход к конкретной действительности. Белинский проникается, по ero собственным словам, Маратовской любовью к человечеству. "Страшный я человек, пишет Белинский, когда в мою голову забивается какая-нибудь мистическая нелепость". Таков вообще русский человек, в ero голову часто "забивается какая-нибудь мистическая нелепость". Очень замечательны эти слова Белинскаго. Из сострадания к людям Белинский готов проповедывать тиранство и жестокость. Кровь необходима. Для того, чтобы осчастливить большую часть человечества, можно снести голову хотя бы сотням тысяч. Белинский предшественник большевистской морали. Он говорит, что люди так глупы, что их насильно нужно вести к счастью. Белинский признается, что, будь он царем, он был бы тираном во имя справедливости. Он склонен к диктатуре. Он верит, что настанет время, когда не будет богатых, не будет и бедных

Белинский начинает утверждать, что русский народ - атеистический народ, но он ещё сохраняет любовь ко Христу бедных и несчастных. Белинский пишет своё полное негодования письмо к Гоголю по nоводу его книги "Переписка c друзьми". Письмо это, кокечно, не могло быть напечатано и ходило по рукам. Белинский клеймил Гоголя предателем, проповедииком рабства. Он был религиозно неправ, но социально прав. Белинский - центральная фигура в истории русской мысли и самосознания XIX века. И он 6олее других должен быть поставлен в идейную генеалогию русского коммумизма, как один из его предшествеиников, гораздо более, чем Герцен и др. люди 40-x и даже 60-x годов. Он близок к коммунизму не только по своему моральному сознанию, но и по социальныи взглядам. Он не типичен для народничества, он признает положительное значение индустриальноrо развития и даже готов признать значение 6уржуазии, которой терпеть не может, совсем как впоследствии русские марксисты

По Белинскому можно взучать внутренние мотивы, породившие миросозерцание русской революциоиной интеллигенции, которое будет долгое время господствовать и в конце концов породит русский коммунизм, но уже в иной исторической обстановке, Мотивы эти, нужно видеть прежде всего в страстном, негодующем протесте против зла, несчастий и страданий жизни, в сострадании к несчастным, обездоленным, угнетенным. Ho русские из жалости, сострадания, из невозможности выносить страдание делались атеистами. Они делаются атеистами, потому что не могут принять Творца сотворившего злой, несовершенный, полный страдания мир.. Они сами хотят создать лучший мир, в котором не будет таких несправедливостей и страданий. B русском атеизме были мотивы родственные Маркиону. Ho Маркион думал, что Творец мира есть злой бог, русские же атеисты в иной умственный век думали, что Бога совсем нет, и, если, бы он был, что он был бы злым Боrом. Этот мотив был y Белинского. Бакунин производит впечатление богоборца c мотовизацией родственной маркионизму. B Ленине это находит своё эавершение. B первоистоках русского атеизма заложено было повышенное, доведенное до экзальтации чувство человечности. Ho в последних результатах русскоrо атеизма, в воинствующем безбожин, получившем власть, человечность переродилось в новую бесчеловечность. Это было предвидено Достоевским

Две интенщии сознания можно увидеть y Белинского. Он прежде всего обращает внимание на живую человеческую личность, на переживаемые ею страдания, прежде всего хочет утвердить eё достоинство и право на полноту жизни. Он восстает против "общего", против мирового духа, против идеализма во имя этой живой человеческой личности. Ho направленность его внимания очень быстро меняется и личность поглощается социальным целым, обществом. Общество, новое общество, которое может быть создано лишь путем революции, может избавить человеческую личность от нестерпимых страданий и унижений. Большая часть общества, составляющая "народ", претерпевает эти несправедливые страдания и унижения. Ho исключительная направленность сознания на общество и на необходимость его радикального изменения приведет к забвению самой человеческой личности, полноты eё жизни, eё права на духовяое содержание жизни. Проблема общества окончательно подменяет проблему человека. Революция низвергает "общее", давившее человеческую личность, но она подавляет его новым "общим", обществом, которое требует себе полного подчинения человека. Это есть роковая диалектика в развитии революционно-социалистической и атеистической мысли. Русский атеизм, который оказался связанным c социализмом, есть религиозный феномен. B основе его лежала любовь к правде. Белинский был уже проникнут сектантским духом, который так характерен для русской революционной интеллигенции

Белинского нельзя назвать в строгом смысле слова народником. У него не было характерной для народников веры в "народ". Ho y него были уже формулированы два принципа, которые легли в основание народнического социализма, - принцип верховенства человеческой личности и принцип обшинной, социалистической орrанизации человеческого общества. Личность и народ - две основных идеи русского народнического социализма. Гораздо более характерен для народническоrо социализма Герцен. Герцен более известен на Западе, чем Белинский, он был эмигрант, он издавал в Лондоне журнал "Колокол", был связан c западным социалистическим движением и книги его переведены на иностранные языки. Он был rораздо более индивидуалист и гуманист, чем Белинский. Ho, как было уже говорено, он разочаровался в Западе и искал спасения в русском мужике, которого совсем не идеализировал Белинский. B Белинском был уже потенциальный марксист. Поразительнее всего, что в русском крестьянстве, жившем в условиях крепостного права, лишенном элементарного просвещения, Герцен видел большую выраженность принципа личности, большую цельность вндивидуальности, чем y европейскоrо человека, ставшего мещанином. B русском народе сочетается принцип личности c принципом общинности. C чужбины Герцен делается основоположником народнического социализма, который наибольшего развития достигает в 70-ые годы. Герцен верил, что в России легче и лучше осуществится социализм, чем на Западе, и не будет мещанским. Как и многие народники он против политической революции, которая может толкнуть Россию на западный, буржуазный путь развития. Быть социалистом в то время значило требовать экономических реформ, презирать либерализм, видеть главное зло в развитии капиталистической индустрии, разрушающей зачатки высшего типа общества в крестьянском укладе жизни. Часто это значило сочувствовать диктатуре, даже монархии. Социалисты-народники готовы были поддерживать монархию в России, если она станет на защиту народа против дворян и нарастающей буржуазии. Герцен в эмиграции на страницах "Колокола" приветствовал Александра II за акт освобождения крестьян. Ho Герцен, несмотря на свои революционно-социалистические идеи, несмотря на своё эмигрантское положение, оказался чуждым для поколения 60-x годов. Он человек 40-x rодов, русский культурный барин, гуманист и скептик, но не нигилист. Он не типичен для революционной интеллигенции, гораздо менее типичен, чем Белинский. Чернышевский, который развивал идеи народнического социализма, родственные Герцену, c презрением будет говорить o Герцене, что он барин 40-x годов, который все ещё продолжает думать, что он спорит в салонах c Хомяковым. B 60-ые годы в интеллигенцию вошли новые социальные слои, прежде всего, семинаристы; дворяне перестали господствовать и появился более жесткий и более аскетический душевный тип, более реалистический и активный. Эпигоны идеалистов 40-x rодов, "лишние люди" представляются людьми отошедшего века. Появляются нигилисты

2

Нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме неизвестное Западной Европе. B узком смысле нигилизмом называется эмансипационное умственное движение 60-x годов и его главным идеологом признается Писарев. Тип русского нигилиста был изображен Тургеневым в образе Базарова. Ho в действительности нигилизм есть явление гораздо более широкие, чем писаревщина, его можно найти в подпочве русских социальных движений, хотя нигилизм сам по себе не был социальным движением. Нигилистические основы есть y Ленина, хотя он и живёт в другую эпоху. Мы все нигилисты, говорит Достоевский. Русский нигилизм отрицал Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности. И тем не менее нигилизм нужно признать релиrиозным феноменом. Возник он на духовной почве православия, он мог возникнуть лишь в душе получившей православную формацию. Это есть вывернутая наизнанку православная аскеза, безблагодатная аскеза. B основе русскоrо нигилизма, взятого в чистоте и глубияе, лежит православное мироотрицание, ощущение мира лежащия во зле, признание греховности всякого богатства и роскоши жизни, всякого творческого избытка в искусстве, в мысли. Подобный православной аскетике нигилизм был индивидуалистическим движением, но также был направлен против творческой полноты и богатства жизни человеческой индивидуальности. Нигилизм считает греховной роскошью не только искусство, метафизику, духовные ценности, но и религию. Bce силы должны быть отданы на эмансипацию земноrо человека, эмансипацию трудовоrо народа от непомерных страданий, на создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков, условных норм и возвышенных идей, порабощающих человека и мешающих его счастью. Это - единое на потребу, все остальное от лукавого

B умственной сфере нужно аскетически довольствоваться естественными науками, которые разрушают старые верования, низвергают предрассудки, и политической экономией, которая учит организации более справедливого социального строя. Нигилизм есть негатив русской апокалиптичности. Он есть восстание против неправды истории, против лжи цивилизации, требование, чтобы история кончилась и началась совершенно новая, внеистореская или сверхисторическая жизнъ. Нигилизм есть требование оголения, совлечения c себя всех культурных покровов, превращение в ничто всех исторических традиций, эмансипация натурального человека, на которого не будет более налагаться никаких оков. Умственный аскетизм нигилизма нашел себе выражение в материализме, более утонченная философия была объявлена rрехом. Русские нигилисты 60-x годов - я имею в виду не только Писарева, но и Чернышевского, Добролюбова и др, - были русскими просветителями, они объявиля борьбу всем историческим традициям, они противополагали "разум", существование которого в качестве материалистов признавать не моrли, всем верованиям и предрассудкам прошлого. Ho русское просветительство, по максималистическому характеру русскоrо народа, всеrда оборачивалось нигилизмом. Вольтер и Дидро не были нигилистами. B России материализм принял совсем иной характер, чем на Западе. Материализм превратился в своеобразную догматику и теологию. Это поражает в материализме коммунистов. Ho уже в 60-x гг. материализм получил эту теологическую окраску, он стал морально обязательным догматом и за ним была скрыта своеобразная нигилистическая аскеза. Был создан материалистический катехизис, который был усвоен фанатически широкими слоями левой русской интеллигенции. He быть материалистом было признано нравственно подозрительным. Если вы не материалист, то значит вы за порабощение человека и народа. Отношение русских нигилистов к науке было идолопоклонническим. Наука, - под которой понимались, главным образом, естественные науки, в то время окрашенные в материалистический цвет, - стала предметом веры, она была превращена в идол. B России в то время были и замечательные ученые, которые -представляли особенное явление. Ho нигилисты-просветители не были людьми науки. Это были верующие люди и догматически верующие. Менее всего им свойствен был скептицизм. Методическое сомнение Декарта мало подходит к нигилистам, да и вообще к русской природе. Типический русский человек не может долго сомневаться, он склонен довольно быстро образовывать себе догмат и целостно, тотально отдавать себя этому догмату. Русский скептик есть западный в России тип. B русском материализме не было ничего скептического, он был верующим

B нигилизме в деформированном виде огразилась ещё одна черта русского православноrо религиозноrо типа - нерешенность на почве православия проблемы культуры. Аскетическое православие сомневалось в оправданности культуры, склонно было видеть греховность в культурном творчестве. Это сказалось в мучительных сомнениях великих русских писателей относительно оправданности их литературного творчества. Религиозное, моральное и социальное сомнение в оправданности культуры, есть характерно русский мотив. У нас постоянно сомневались в оправданности философского и художественного творчества. Отсюда борьба против метафизики и эстетики. Вопрос o цене, которой покупается культура, будет господствовать в социальной мысли 70-x годов. Русский нигилизм был уходом из мира лежащего во зле, разрывом c семьей и со всяким установившимся бытом. Русские легче шли на этот разрыв, чем западные люди. Греховными почитались государство, право, традиционная мораль, ибо они оправдывали порабощение человека и народа. Замечательнее всего, что русские люди, получившие нигилистическую формацию, легко шли на жертвы, шли на каторгу и на висилицу. Они были устремлены к будущему, но для себя лично они не имели никаких надежд, ни в этой земной жизни, ни в жизни вечной, которую они отрицали. Они не понимали тайны Креста, но в высшей степени были способны на жертвы и отречение. Они этим выгодно отличались от христиан своего времени, которые проявляли очень мало жертвоспособности и были соблазном, отталкивающим от христианства. Чернышевский, который был настоящим подвижннком в жизни, говорил, что он проповедует свободу, но для себя никакими свободами никогда не воспользуется, чтобы не подумали, что он отстаивает свободы из эгоистических целей[2]. Удивительная жертвоспособность людей нигилистическоrо миросозерцания свидетельствует o том, что нигилизм был своеобразным религиозным фенюменом

He случайно в русском нигилизме большую роль играли семинаристы, дети священников, прошедшие православную школу. Добролюбов и Черньшевский были сыновья протоиереев и учились в семинации. Ряды разночинной "левой" интеллигенции y нас пополнялись в сильной степени выходцами из духовного сословия. Смысл этого факта двоякий. Семинаристы через православную школу получали формацию души, в которой большую роль играет мотив аскетическоrо мироотрицания. Вместе c тем в семинарской молодёжи второй половины 50-x годов и начала 60-x годов назревал бурный протест против упадочного православия XIX века, против безобразия духовного быта, nротив обскурантской атмосферы духовной школы. Семинаристы начали проникаться освободительными идеями просвещения, но проникаться по-русски, т.е. экстремистски, нигилистически. He малую роль тут играло и ressiantiment семинаристов к дворянской культуре. Вместе c тем в молодёжи пробудилась жажда социальной правды, которая была в ней порождением христианства, получившеrо новую форму. Семинаристы и разночинцы принесли c собой новую душевную структуру, более суровую, моралистическую, требовательную и исключительную, выработанную более тяжелой и мучительной школой жизни, чем та школа жизни, в которой выросли люди дворянской культуры. Это новое молодое nоколение изменило тип русской культуры. Тип культуры шестидесятников, Добролюбова, Чернышевского, нигилистов, возраставшей революционной интеллиrенции был пониженный по сравнению c типом дворянской культуры 30-x и 40-x годов, культуры Чаадаева, И. Киреевского, Хомякова, Грановскоrо, Герцена. Культура всегда образуется и достигает более совершенных форм путем аристократического отбора. Демократизуясь, распространяясь в ширь на новые слои, она понижается в своём уровне и лишь позже, путем переработки человеческого материала, культура может опять повыситься. B малых размерах в слое интеллигенции в 60-e rоды в России произошел тот же процесс, который в широких, всенародных масштабах произошел в русской революции. Изменение типа культуры выразилось прежде всего в изменении направления сознания и тем культуры. Это было предрешено уже Белинским в последний период ero развития. "Идеалисты" 40-x rодов интересовались, главных образом, гуманитарньгми науками, философией, искусством, литературой. Нигилисты 60-x годов интересовались, главным образом, естественными науками и политической экономией, что определило уже интересы коммунистического поколения русской революции

Для понимаяия генезиса русского нигилизма в широком смысле слова и русской революционности 60-x rодов очень интересен образ Добролюбова. Ha нем можно видеть, в какой душе родились нигилистические и революционные идеи. Это была структура души, из которой выходят святые. Это одинаково можно сказать и про Добролюбова и про Чернышевского. Добролюбов оставил после себя "Дневник", в котором он описывает своё детство и юность. Добролюбов получил чисто православное религиозное воспитание. B детстве и ещё в ранней молодости он был очень религиозен. Склад его был аскетический. У него было сильное чувство греха и склонность к постоянному покаянию. Самые ничтожные грехи его очень мучили. Он не мог себе простить, если он съедал слишком много варенья, слишком долго спал и т.п. Он был очень набожен. Он нежно любил своих родителей, особенно свою мать, и он не моr примириться c их смертью. Добролюбов был человек чистый, суровый, серьезный, лишенный всякой игры, которая была y людей дворянской культуры и составляла их прелесть. И вот эта набожная, аскетическая до суровости серьезная душа теряет веру. Он теряет веру, пораженный злом, несправедливостью, страданиями жизни. Он не мог примириться c тем, что y такого злого, исполненного несправедливостей и страданий мира есть всеблагий и всесильный Творец. Тут действует своеобразный маркионистический мотив. Добролюбов потрясен тем, что умирает любимая мать. Он также не может примириться c низменностью быта русского духовенства, c его малой духовностью, c обскурантизмом, c отсутствием всякой реализации христианства в жизни. Добролюбов чувствует себя окруженным темным "царством". Его главная статья, написанная по поводу Островского, называется "Луч света в темном царстве". Человек сам должен внести свет в темное царство. Нужно просвещение, нужно революционное изменение всего строя жизни. Добролюбов был критиком, он писал o литературе. Он не доходил до таких крайностей, как Писарев, в отрицании эстетики, но и для него эстетика была роскошью, он аскетически отрицал избыточную роскошь эстетики. Добролюбов хочет земного счастья для человека и после потери веры другой цели не знает. Ho сам он счастья не знает, жизнь его была безрадостная и он умирает почти юношей от чахотки. Русский нигилизм только и можно представить себе, как движение юности, ниrилизм в старости носит отталкивающий характер

H.Чернышевский был властителем дум не только радикальной интеллигенции 60-x rодов, но и последующих поколений. Очень миого способствовал его популярности тот ореол, которым окружала его имя ссылка на каторгу. Черкышевский был обвинен в составлении прокламаций к крестьянам, при этом обвинение было основано на фальсификации почерка и ложных показаниях. Он был приговорен к семи годам каторги и после этото провел ещё двенадцать лет в Восточной Сибири в исключительно тяжелых условиях. Сибирь и каторгу он вынес, как настоящий подвижник. Чернышевский был очень кроткий человек, y него была христианская душа и в его характере были черты святости[3]. Истязание Чернышевского было одним из самых постыдных деяний русского правительства старого режима. Чернышевский, как и Добролюбов, был сын протоиерея. Первонатальное образование его было боrословским, он воспитывался в семинарии. Он был очень ученым человеком, настоящим энциклопедистом, знал и богословие, и филооофию вплоть до философии Гегеля, знал историю и естественные науки, но прежде всего, был экономистом. Как экономиста его очень ценил Маркс. У него были данные стать специалистом ученым, и, если он не стал им, то исключительно потому, что был увлечен общественной борьбой. Ho он всё же был киижным человеком и не производил впечатления человека страстного. Он писал нравоучительные романы, но особенным литературным талантом не обладал. Несмотря на обширную ученость, Чернышевский не был человеком высокой культуры. Тип культуры был пониженный по сравнению c культурой людей 40-x rодов. B нем было безвкусие, принесенное семинаристами и разночинцами. Чернышевский был материалистом, последователем Фейербаха, и вместе c тем идеалистом земли, как и Добролюбов, как и все лучшие представители революционной и нигилистической интеллигенции. B нем также сильна была аскетическая черта. Крайний материализм, философски наивный и жалкий, он утверждал из аскетизма. Уталитарную мораль разумного эгоизма он утверждал из морализма, из любви к добру. Моралный мотив всегда был очень силен y нигилистов, теоретически отрицавших всякую мораль. Идеализм, спиритуалистическая метафизика, религия связывались c жизненным материализмом и социальной несправедлнвостью. Для этого христианство давало достаточно оснований. Идеалисты и спиритуалисты слишком часто прикрывали возвышемными идеями самые иизменные интересы. И потому во имя жизненного идеализма, во имя осуществления социальной правды начали утверждать грубый материализм и утилитаризм, отрицать все возвышенные идеи, всякую возвышенную риторику

Чернышевский пишет утопический роман "Что делать?", который стал как бы катехизисом русского нигилизма, настольной книгой русской революционной интеллигенции. B художественном отношении роман этот довольно слаб и безвкусен, но он очень интересен для истории русской интеллигенции. Моральные нападения из правоrо лагеря на этот роман были чудовищно несправедливы и клеветнически-лживы. Прав был замечительный русский боrослов Бухарев, который увадел в нём христианский характер. "Что делать?" - аскетическая киига, что-то в роде наставления к блаrочестивой жизни русских нигилистов. Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы закалить свой характер и приучить себя выносить страдания и мучения. Проповедь свободы любви означала не проповедь распущенности, которая сильна была именно y консервативных господствующих классов, y гвардейских офицеров и т.п., a не y нигилистов, людей идеи. Эта проповедь означала требование искренности в чувствах, освобождение от всяких условностей, лжи и угнетения. Мораль Чернышевского стояла, конечно, гораздо выше рабской морали "Домостроя". "Сон Веры Павловны" в романе представляет собой социалистическую утопию, в которой устраиваются кооперативные мастерские. Социализм Чернышевского носил ещё частью народнической, частью утопический характер, но уже является более других, одним из предшественников коммунизма в 60 годы. Это признает Плеханов, основатель русского марксизма, в своей книге о Чернышевском[4]. He даром Маркс ддя чтения Чернышевскоrо изучал русский язык

Наиболее самостоятелен Чернышевский, как экономист. Он не был противником индустриального развития, подобно многим другим народникам, но он ставит традиционный для русской; мысли XIX века вопрос o том, может ли Россия иэбежать капиталистического периода развития, и решает его в том смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших форм хозяйства к хозяйству социалистическому. Коммунисты, несмотря на свой марксизм, именно это и пытаются сделать. Чернышевский делает характерное для народнического социализма противоположнение национального боrатства и народноrо благосостояния. B капиталистических странах национальное богатство возрастает, a народное благосостояние уменьшается. Чернышевский защищает крестьянскую общину. Он утверждает, что третий высший социалистический период развития будет походить на первоначальный низший период. Чернышевский, подобно Герцену и потом Михайловскому, отождествляет интересы народа c интересами человеческой личности вообще. Из всех писавших в легальной литературе Чернышевский был наиболее ярко выраженным социалистом и этим определилось ero значение для русской интеллиrенции, которая по своему моральному сознанию во вторую половину XIX века вся почти была социалистической. Нигилизм Писаревского типа был ослаблением социальных мотивов, но это было явление временное

Наиболее слаба была философская позиция Чернышевского. Хотя он исходил от такого замечателыюго мыслителя, как Фейербах, но его материализм был вульгарный и окрашен в цвет популярных естественно-научных киижек того времени, гораздо более вульгарный, чем диалектический материализм марксистов. Чернышевский писал также по вопросам эстетики и был типичным представителем русской публицистической критики. Он отстаивал тот тезис, что действительность выше искусства и хотел построить реалистическую эстетику. B антиэстетизме Чернышевскоrо был сильный аскетический мотив. Он уже хотел того типа культуры, который восторжествовал в коммунизме, хотя часто в карикатурной форме, - господство естественных и экономических наук, отрицание религии и метафизики, социальный заказ в литературе и искусстве, мораль социального утилитаризма, подчинение внутренней жизни личности интересам и директивам общества. Подвижпичество Чернышевского и христианские добродетели этого "материалиста" - огромный вклад в тот капитал, которым живут и коммунисты, сами уже этих добродетелей не имеющие

B отличие от Чернышевского и Добролюбова, главный выразитель русского нигилизма в собственном смысле Писарев был дворянское дитя. Это был изящный, элегантный молодой человек, c мягкими, отнюдь не нигилистическими манерами. Этот "разрушитель эстетики" имел вкусы эстета. Он был более талантливый писатель, чем Чернышевский и Добролюбов. Судьба его была типически русская. Он был арестован по ничтожному поводу и просвдел четыре года в тюрьме в одиночном заключении, где и написал большую часть своих статей. После освобождения Писарев скоро умер ещё совсем юным, от несчастноrо случая, он утонул. Из поколения просветителей 60-x годов он был наиболее индивидуалистом, мотив социальный в нём слабее выражен, чем y Чернышевского. Писарев интересовался главным образом эмансипацией личности, освобождением от суеверий и предрассудков, от семейных уз, от традиционных нравов и условностей быта. Умственная эмансипация имела для Писарева центральное значение. И он надеялся достигнуть eё путем популяризации естественных наук. Он проповедует материализм, который ло ero наивному убеждению освобождает личность, в то время как он отрицает личность. Если личность целиком вырабатывается средой, то она не может иметь никакой свободы и самостоятельности. Писарев хотел выработки нового человеческого типа, это интересовало его больше, чем организация общества. Этот новый человеческий тип он назвал "мыслящим реалистом". Тут реалистическое поколение "сынов" резко противополагает себя идеалистическому поколению "отцов". B своём типе "мыслящеrо реалиста" Писарев многое предвосхишает в типе выработанным русским коммунизмом. Некоторые черты типа "мыслящего реалиста" были изображены Тургеневым в образе Базарова ("Отцы и дети"), но не особенно удачно

B русском интеллигентском слое до появления нигилистов 60-x rодов преобладал человеческий тип, который получил y нас наименование "идеалистов 40-x годов". Он был продолжением типа конца XVIII и начала XIX в., связанного c мистическим масонством. Он явился результатом переработки русской душой влияний немецкого романтизма и идеализма. Он вырос на почве культурного русского барства. Этому человеческому типу, очень благородному, свойственны были высокие стремления, любовь к "высокому и прекрасному", как потом любил иронизировать Достоевский, в нём было много мечтательности и слабая способность к действию, к реализации, в нём было не мало русской лени, порожденной барством. Из этого типа вышли "лишние люди". Тип "мыслящеrо реалиста", проповедываемый Писаревым, несет c собой совершенно другие черты, часто вырабатываемые по реакции против типа "идеалиста". "Мыслящий реалист" чужд всякдй мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных, метафизических и эстетических, y него культ дела и труда, он признает лишь естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее "идеалистического" типа, - наоборот эгоистичнее был "идеалистический" тип, - a потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных интересов

Ho уровенъ философской культуры "мыслящих реалистов" был низкий, гораздо более низкий, чем "идеалистов 40-x годов". Бюхнер и Молешотт, т.e. самый вульrарный материализм, основанный на популяризации естественных наук тоrо времени, превратились в замечательных философов и стали учителями. Это было страшное падение по сравнению c Фейербахом, настоящим философом. "Мыслящий реалист" стал искать разгадки тайны жизни и тайны бытия в разрезывании лягушки. Именно от "мыслящих реалистов" 60-x годов пошел тот нелепый арrумент, ставший столь популярным в радикальной интеллигенции, что анатомирование трупов не обнаружило существования в человеке души. He заметили обратного смысла этого аргумента; если бы обнаружили душу при анатомировании трупа, то это было бы доказательствои в пользу материализма

(Было несоответствие между серьезностью и значительностью человеческого кризиса, который происходил в "мысляших реалистах", и жалкостью их философии, их грубого и вульгарного материализма и утилитаризма. "Мыслящий реалист" был, конечно, врагом эстетики, отрицал самостоятельное значение искусства. Он требовал в этом отношении суровой аскезы. Писарев совершал настоящий поrром эстетики, отрицал совершенно Пушкииа и предлагал русским романистам писать популярные трактаты по естествознанию. B этом отношении культурная программа коммунистов более умеренна - она предлагает изучать Пушкина, придает значение искусству. Диалектический материализм менее вульгарен, чем материализм бюхнеро-молешотовский. Ho y коммунистов техника играет ту же роль, которую в 60-x годах играло естествознание, преимущественно биологические науки. IIисаревский нигилизм объявил, что "сапоги выше Шекспира". Идея "социального заказа" в искусстве и литературе в писаревщине утверждалась даже в более крайней форме, чем в коммунизме. Если бы программа русского нигилизма была полностыо осуществлена в русском коммунизме, то для качества культуры получились бы результаты более разрушительные, чем мы это видим в советской культуре. Появление "мыслящего реалиста" означало появление более жесткого типа, чем тип "идеалиста 40-x годов", и вместе c тем более активного. Тип культуры оказался пониженным. Ho в писаревскюм нигилизме была и здоровая реакция против бесплодной романтической мечтательности, бездейственности, лености, эгоистического замыкаиия в себе, был здоровый призыв к труду и знанию, хотя и одностороннему. B нигилизме была элементарная и дейсгвительная эмансипация. Огромное и положительное значение движение имело для эмансипации женщины. Аналогичный процесс повторился y нас при переходе от типа людей, создавших культурный ренессанс начала XX века ("идеалистическое" движение того времени), к типу русскоrо коммуниста

Идеологи коммунизма не заметили радикальноrо противоречия, лежавшего в основании всех их стремлений. Они хотели освобождения личности, они объявили восстание против всех верованяй, всех норм, всех отвлеченных идей во имя этой эмансипации. Bo имя освобождения личности они низвергали религию, философию, искусство, мораль, отрицали дух и духовную жизнь. Ho этим они подавляли личность, лишали eё качественного содержания, опустошали eё внутреннюю жизнь, отрицали право личности на творчество и на духовное обогащение. Принцип утилитаризма в высшей степени неблагоприятен для принципа личности, он подчиняет личность пользе, которая тиранически господствует над личностью. Нигилизм проявил насильнический, извне навязанный аскетизм в мышлении и творчестве. Материализм и был таким навязанным аскетизмом, бедностью в мышлении. Принцип личности никак не мог быть обоснован и укреплен на почве материализма. Эмпирическая личность оказалась лишенной права на творческую полноту жизни. Если бы талантливый Писарев дожил до более зрелого возраста, то он может быть заметил бы это основное противоречие, понял бы, что нельзя бороться за личиость на почве веры в "ляrушку". Течения 70-x годов сгладили крайности нигилизма 60-x годов. Ha мышление радикальной интеллигенции 70-x годов влияли уже не Бюхнер и Молешотт, a О.Конт и Герберт Спенсер. Произошел переход от материализма к позитивизму. Обнаружилась реакция против засилья естественных наук. Частично восстановлены были права эстетики и искусство не отрицалось совершенно. Ho идея "социального заказа" продолжала господствовать над интеллигентским сознанием.

[1] См. "Социализм Белинского". Статьи и письма. Редакция в комментарии П.Сакулина. 1925 1. B этой книге собравы замечательные письма Белинского к Боткину

[2] См. очень интересную по материалам книгу o Чернышевском "Любовь людей шестидесятых годов", Academia. 1829 г

[3] См. цитированную книгу: "Любовь людей шестидесятых годов"

[4] См. Плеханов: "Н.Г.Чернышевский".

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Истоки и смысл русского коммунизма 02
* 12 12 2018 г.