Истоки и смысл русского коммунизма 06 02
Подзаголовок
Н.А.Бердяев
3
Русская революция возможна была только как аграрная революция
опирающаяся прежде всего на недовольство крестьян и на старую ненависть
их к дворянам-помещикам и чиновникам. B русском крестьянстве не
исчезли ещё воспоминания об ужасах крепостного права, об унижении
человеческого достоинства крестьян. Крестьяне готовы были мстить
за своих дедов и прадедов. Мир господствующих привиллегированных
классов, nреимущественно дворянства, их культура, их нравы, их внешний
облик, даже их язык, был совершенно чужд народу-крестьянству, воспринимался
как мир другой расы, иностранцев. Только аграрная революция, которая
есть не только революция социально-экономическая, но может быть
прежде всего революция моральная и бытовая, сделала в России возможной
диктатуру пролетариата, вернее диктатуру идеи пролетариата, так
как диктатуры пролетариата, вообще диктатуры класса быть не может.
Диктатура эта оказалась также диктатурой и над крестьянством н она
совершила жестокие насилия над крестьянами, как то было при насильственной
коллективизации, при создании колхозов. Ho насилие над крестьянами
совершалось своими людьми, вышедшими из народных низов, не барами,
не привилегированной "белой костью". Крестьянину больше
не говорят "ты", a если говорят, то и он может говорить
"ты". Аграрная революция означает конец цивилизации, основанной
на господстве дворян в бытовой жизни, дворянского стиля. Дворянство
давно уже перестало быть передовым сословием, каким оно было в первую
половину XIX вема, когда из недр его выходили не только великие
русские писатели, но и революционеры. После освобождения крестьян
дворянство начало разоряться и вытесняться нарождающейся буржуазией.
Большая часть земли принадлежала крестьянам. Ho при низком уровне
сельскохозяйственной культуры, при социальной неустроенности крестьян,
положение было тяжелым и среди крестьян было постоянно недовольство
и мечта o новом устроении. B жизни - если не экономически, то морально
- господствовал "барин", следы феодализма оставались до
революции 1917 года. Строй продолжал быть сословным. Существование
огромных латифундий, принадлежащих неболыuой кучке магнатов, психологически
и морально вызывало в крестьянстве возмущение и протест, тем более,
что русские бары обыкновенно сами хозяйством не занимались. Это
даже гораздо более психологический и моральный вопрос, чем чисто
экономический. Русским крестьянам всегда были чужды понятия римского
права o собственности. Крестьяне считали, что земля Божья, т. e.
ничья в человеческом смысле. Присвоение земли помещиками-дворянами
крестьяне всегда считали такой, же неправдой, как и крепостное право.
Общинное, коллективное владение землей было более свойственно русскому
народу, особенно великороссам, благодаря существованию общины. Крестьяне
мечтали o "черном переделе", т. e. переделе земли между
крестьянами. Раньше верили даже, что это сделает царь. Революционная
народническая организация 70-x годов называла себя "Черный
Передел" в соответствии c настроениями и мечтами крестьянства.
Русская коммунистическая революция и совер шила этот "черный
передел", она отобрала всю землю y дворян и частных владельцев.
Как и всякая большая революция, она произвела смену социальных слоев
и классов. Она низвергла господствующие, командующие классы и подняла
народные слои, раньше угнетенные и униженные, она глубоко взрыла
почву и совершила почти геологический переворот. Революция освободила
раньше скованные рабоче-крестьянские силы для исторического дела.
И этим определяется исключительный актуализм и динамизм коммунизма.
B русском народе обнаружилась огромная витальная сила, которой раньше
не давали возможности обнаружиться. При этом естественно произошло
понижение уровня культуры, ибо высокая культура всегда создаётся
путем качественного отбора и в сравнительно узком кругу элиты. Большевики
пришли к господству в революции уродливо, c уродливым выражеянем
лица, c уродливыми жестами. Это определилось не только тем, что
они не принадлежали к тому слою, в котором выработалась культурная
форма и манеры, более соответствующие понятию o прекрасном, но и
тем, что y них было много ненависти, мстительности, геssеntimеnt,
которые всегда уродливы, y них не было ещё никакого стиля, не произошло
ещё оформления. B революциях всегда есть уродливая сторона. И те,
которые хотят особенно быть верными красоте, не могут быть слишком
активными в революциях. Впрочем большевистская масса принесла c
собой определенный стиль, стиль войны и войны разложившейся. Это
один из главных факторов русской коммунистической революции. Русским
не свойственна риторика и театральность, которых так много было
во французской революции. Поэтому русская революция более груба,
но это может быть eё преимущество
Русская коммунистическая революция в значительной степени была
определена войной. Ленин, как и Маркс и Энгельс, придавал огромное
значение войне, как самому благоприятному моменту для производства
опыта коммунистической революции. B этом отношении y коммунистов
есть поражающая двойственность, которая может произвести впечатление
лицемерия и цинизма и которая ими самими утверждается, как диалектическое
отношение к действительности. Кто же больше коммунистов негодовал
на империалистическую войну и кто больше их протестовал? Именно
коммунисты, которые впрочем тогда так не назывались, и представляли
левое крыло социал-демократов интернационалистов, хотели сорвать
войну или по крайней мере делали вид, что хотят сорвать. И вместе
c тем в России именно коммунисты более всего выиграли от войны,
война привела их к победе. Коммунисты или социалисты-интернационалисты,
протестовавшие против войны, отлично предвидели, что мировая война
может быть для них только благоприятна. Я не думаю, чтобы можно
было их обвинить в неискренности и лживости. Это диалектическая
неискренность и лживость. Марксизм вообще думает, что добро осушествляется
через зло, свет через тьму. Таково ведь и отношение к капитализму,
который есть величайшее зло и несправедливость и вместе c тем есть
необходимый путь к торжеству социализма. Ha капиталистических фабриках
приготовляется грядущее могущественное человечество. Коммунисты
в сущности совсем не хотели, чтобы война не состоялась, они только
хотели внедрить в сознание масс, что война капиталистических государств
есть то страшное зло, которое сделает возможным и необходимым восстание
против этого зла. Коммунизм хотел и хочет войны, но для того, чтобы
войну национальностей превратить в войну классов. Весь стиль русского
и мирового коммунизма вышел из войны. Если бы не было войны, то
в России революция всё-таки в конце концов была бы, но вероятно
позже и была бы иной. Неудачная война создала наиболее благоприятные
условия для победы большевиков. Русские по характеру своему склонны
к максимализму и максималистический характер русской революции был
очень правдоподобен. Противоположения и расколы достигли в России
максимального напряжения. Ho только атмосфера войны создала y нас
тип победоносного большевизма, выдвинула новый тип большевика-победителя
и завоевателя. Именно война c eё навыками и методами переродила
тип русской интеллигенции. Методы войны перенесены были внутрь страны.
Появился новый тип милитаризованного молодого человека. B отличие
от старого типа интеллигента, он гладко выбритый, подтянутый, c
твердой и стремительной походкой, он имеет вид завоевателя, он не
стесняется в средствах и всегда готов к насилию, он одержим волей
к власти и могуществу, он пробивается в первые ряды жизни, он хочет
быть не только разрушителем, но и строителем и организатором. Только
c таким молодым человеком из крестьян, рабочих и полуинтеллигенции
можно было сделать коммунистическую революцию. eё нельзя было сделать
c мечтателем, сострадательным и всегда готовым пострадать, типом
старой интеллигенции. Ho очень важно помнить, что русская коммунистическая
революция родилась в несчастьи и от несчастья, несчастья разлагающейся
войны, она не от творческого избытка сил родилась. Впрочем революция
всегда предполагает несчастье, всегда предполагает сгущение тьмы
прошлого. B этом eё роковой характер. Нет ничего ужаснее разлагающейся
войны, разлагающейся армии и притом колоссальной, многомиллионной
армии. Разложение войны и армии создаёт xaoc и анархию. Россия поставлена
была перед таким хаосом и анархией. Старая власть потеряла всякий
нравственный авторитет. B нее не верили, и во время войны авторитет
eё ещё более пал. B патриотизм правительства не верили и подозревали
его в тайном сочувствии немцам и желании сеператного мира. Новое
либерально-демократическое правнтельство, которое пришло на смену
после февральского переворота, провозгласило отвлеченные гуманные
принципы, отвлеченные начала права, в которых не было никакой организующей
силы, не было энергии заражающей массы. Временное правительство
возложило свои надежды на учредительное собрание, идее которого
было доктринерски предано, оно в атмосфере разложения, xaoca и анархии
хотело из благородного чувства продолжать войну до победного конца,
в то время как солдаты готовы были бежать c фронта и превратить
войну кациональную в войну социальную. Положение временного правительства
было настолько тяжелым и безысходным, что вряд ли можно его строго
судить и обвинять. Керенский был лишь человеком революции eё первой
стадии. Никогда в стихии революции, и особенно революции созданной
войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных
принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не
всегда, a не для революционой эпохи. B революционную эпоху побеждают
люди крайних принцнпов, люди склонные и способные к диктатуре. Только
диктатура могла остановить процесс окончательного разложення и торжества
xaoca и анархии. Нужно было взбунтовавшимся массам дать лозунги,
во имя которых эти массы согласились бы организоваться и дисциплинироваться,
нужны были заражающие символы. B этот момент большевизм, давно подготовленный
Лениным, оказался единствениой силой, которая c одной стороны могла
докончить разложение старого и c другой стороны организовать новое.
Только большевизм оказался способным овладеть положением, только
он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям. И
он демагогически воспользовался всем
Большевизм воспользовался всем для своего торжества. Он воспользовался
бессилием либералыю-демократической власти, негодностью eё символики
для скрепления взбунтовавшейся массы. Он воспользовался объективной
невозможностыо дальше вести войну, пафос которой был безнадежно
утерян, нежеланием солдат продолжать войну, и он провозгласил мир.
Он воспользовался неустроенностыо и недовольстаом крестьян и передал
всю землю крестьянам, разрушив остатки феодализма и господства дворян.
Он воспользовался русскими традициями деспотического управления
сверху и, вместо непривычной демократии, для которой не было навыков,
провозгласил диктатуру, более схожую co старым царизмом. Он воспользовался
свойствами русской души, во всём протавоположной секуляризированному
буржуазному обществу, eё религиозностыо, eё догамтизмом и максимализмом,
eё искаянем социальной правды и царства Божьего на земле, eё способностью
к жертвам и к терпеливому несению страданий, но также к проявлениям
грубости и жестокости, воспользовался русским мессианизмом, всегда
остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые
пути России. Он воспользовался историческим расколом между народом
и культурным слоем, народным недоверием к интеллигенции и c легкостью
разгромил интеллигенцию, ему не подчинившуюся. Он впитал в себя
и русское интеллигентское сектантство и русское народничество, преобразив
их согласно требованиям новой эпохи. Он соответствовал отсутствию
в русском народе римских понятий o собственности и буржуазных добродетелях,
соответствовал русскому коллективизму, имевшему религиозные корни.
Он воспользовался крушением патриархальяого быта в народе и разложением
старых религиозных верований. Он также начал насильственно насаждать
сверху новую цивилизацию, как это в своё время делал Петр. Он отрицал
свободы человека, которые и раньше неизвестны были народу, которые,
были привилегией лишь верхних культурных слоев общества и за которые
народ совсем и не собирался боротъся. Он провозгласил обязательность
целостного, тоталитарного миросозерцания, господствующего вероучения,
что соответствовало навыкам и потребностям русского народа в вере
и символах, управляющих жизнью. Русская душа не склонна к скептицизму
и ей менее всего соответствует скептический либерализм. Народная
душа легче всего могла перейти от целостной веры к другой целостной
вере, к другой ортодоксии, охватывающей всю жизнь
Россия перешла от старого средневековья, минуя пути новой истории,
c их секуляризацией, дифференциацией разных областей культуры, c
их либерализмом и индивидуализмом, c торжеством буржуазии и капиталистического
хозяйства. Пало старое священное русское царство и образовалось
новое, тоже священное царство, обратная теократия. Произошло удивительное
превращение. Марксизм, столь не русского происхождения и не русского
характера, приобретает русский стиль, стиль восточный, почти приближающийся
к славянофильству. Даже старая славянофильская мечта o перенесении
столицы из Петербурга в Москву, в Кремль, осуществлена красным коммунизмом.
И русский коммунизм вновь провозглашает старую идею славянофилов
и Достоевского - "ex Огiеntе lux". Из Москвы, из Кремля
исходит свет, который должен просветить буржуазную тьму Запада.
Вместе c тем коммунизм создаёт деспотическое и бюрократическое государство,
призванное господствовать над всей жизнью народа, не только над
телом, но и над душой народа, в согласии c традициями Иоанна Грозного
и царской власти. Русский преображениый марксизм провозглашает господство
политики над экономикой, силу власти изменять как угодно хозяйственную
жизнь страны. B своих грандиозных, всегда планитарных планах, коммунизм
восnользовался русской склонностью к прожектерству и фантазерству,
которые раньше не могли себя реализовать, теперь же получили возможность
практического применения. Ленин хотел победить русскую лень, выработанную
барством и крепостным правом, победить Обломова и Рудина, лишних
людей. И это положительное дело по-видимому ему удалось. Произошла
метаморфоза: американизация русских людей, выработка нового типа
практика, y которого мечтательность и фантазерство перешло в дело,
в строительство, технику, бюрократа нового типа. Ho и тут сказались
особенности русской души, народные верования получили новое направление.
Русские крестьяне сейчас поклоняются машине, как тотему. Техника
не есть обыденное дело, прозаическое и столь привычное западным
людям, она превращается в мистику и связывается c планами почти
космического переворота. Русский коммунизм c моей точки зрения есть
явление вполне объяснимое, но объяснение не есть оправдание. Неслыханная
тирания, которую представляет собой советский строй, подлежит нравствевному
суду, сколько бы вы eё ни объясняли. Постыдно и позорно, что наиболее
совершенно организованное учреждение, созданное первым опытом революции
коммунизма, есть Г.П.У. (раньше Чека), т. e. орган государственной
полиции, несравненно более тиранический, чем институт жандармов
старого режима, налагающий свою лапу даже на церковные дела. Ho
тираничность и жестокость советской власти не имеет обязательной
связи c социально-экономической системой комунизма. Можно мыслить
коммунизм в экономической жизни соединимый c человечностью и свободой.
Это предполагает иной дух и иную идеологию
4
Русское коммунистическое государство есть единственный сейчас
в мире тип тоталитарного государства, основанного на диктатуре миросозерцания,
на ортодоксальной доктрине обязательной для всего народа. Коммунизм
в России принял форму крайнего этатизма, охватывающего железными
тисками жизнь огромной страны, и это к сожалению вполне согласно
co старыми традициями русской государственности. Старая русская
автократическая монархия имела корни в религиозных верованиях народа,
она себя сознавала и оправдывала, как теократия, как священное царство.
Новое русское коммунистическое государство тоже автократично и тоже
имеет корни в верованиях народа, в новых верованиях рабоче-крестьянских
масс, оно тоже сознает себя и оправдывает, как священное царство,
как обратную теократию. Старая русская монархия покоилась на ортодоксальном
миросозерцании, требовало согласия c ним. Новое русское коммунистическое
государство тоже покоится на ортодокоальном миросозерцании и требует
ещё c большей принудительностью согласия c ним. Священное царстао
всегда есть диктатура миросозерцания, всегда требует ортодоксии,
всегда извергает еретиков. Тоталитарность, требование целостной
веры, как основы царства, соответствует глубоким религиозно-социальным
инстинктам народа. Советское коммунистическое царство имеет большое
сходство по своей духовной конструкции c московским православным
царством. B нем то же удушье. XIX век в России не был целостным,
был раздвоенным, он был веком свободных исканий и революции. Революция
создала тоталитарное коммунистическое царство, и в этом царстве
угас революционный дух, исчезли свободные искания. B царстве этом
делается опыт тюдчинения всего народа государственному катехизису.
Русский этатизм имел всегда обратной стороной русский анархизм.
Коммунистическая революция воспользовалась в своё время анархическими
инстинктами, но она пришла к крайнему этаизму, подавляющему всякое
проявление русских анархических инстинктов
Русский народ не осуществил своей мессианской идеи o Москве, как
Третьем Риме. Религиозный раскол XVII века обнаружил, что московское
царство не есть Третий Рим. Менее всего, конечно, петербургская
империя была осуществлением идеи Третьяго Рима. B ней произошло
окончательное раздвоение. Мессианская идея русского народа приняла
или апокалиптическую форму или форму революционную. И вот произошло
изумительное в судьбе русского народа событие. Вместо Третьего Рима,
в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал
перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже
священное царство и оно тоже основано на ортодоксальной вере. Ha
Западе очень плохо понимают, что Третий Интернационал есть не Интернационал,
a русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма.
Западные коммунисты, примыкающие к Третьемv Интернацирналу, играют
унизительную роль. Они не понимают, что присоединяясь к Третьему
Интернационалу, они присоединяются к русскому народу и осуществляют
его мессианское призвание. Я слыхал, как на французском коммунистическом
собрании один французский коммунист говорил: "Маркс сказал,
что y рабочих нет отечества, это было верно, но сейчас уже не верно,
они имеют отечество - это Россия, это Москва, и рабочие должны защищать
своё отечество". Это совершенно верно и должно было бы быть
всеми сознано. Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не
могли предвидеть, произошло как бы отождествление двух мессианизмов,
мессианизма русского народа и мессианизма пролетариата. Русский
рабоче-крестьянский народ есть пролетариат, и весь мировой пролетариат,
от французов до китайцев, делается русским народом, единственным
в мире народом. И это мессианское сознание, рабочее и пролетарское,
сопровождается почти славянофильским отношением к Западу. Запад
почти отождествляется c буржуазией и капитализмом. Национализация
русского коммунизма, o которой все свидетельствуют, имеет своим
источником тот факт, что коммунизм осуществляется лишь в одной стране,
в России, и коммунистическое царство окружено буржуазными, капиталистическимн
государствами. Коммунистическая революция в одной стране неизбежно
ведет к национализму и националистической международной политике.
Мы, например, видим, что советское правительство гораздо более сейчас
интересуется связями c французским правительством, чем связями c
французскими коммунистами. Только Троцкий остаётся интернационалистом,
продолжает утверждать, что коммунизм в одной стране не осуществим,
и требует мировой революции. Поэтому он и был извергнут, оказался
ненужным, не соответствующим конструктивному национальному периоду
коммунистической революции. B советской России сейчас говорят o
социалистическом отечестве и его хотят защищать, во имя его готовы
жертвовать жизнью. Ho социалистическое отечество есть все та же
Россия и в Россни может быть впервые возникает народный патриотизм.
Этот патриотизм есть факт положительный, но национализм может принять
и отрицательные формы. Опасность co стороны Японии и Германии укрепляет
русский патриотизм. Поражение советской России было бы и поражением
коммунизма, поражением мировой идеи, которую возвещает русский народ
Пятилетний план, столь поражающий многих людей Запада, есть очень
элементарная и прозаическая вещь. Россия страна индустриально отсталая.
Необходимо во что бы то ни стало eё индустриализовать. Ha Западе
это происходило под знаком капитализма - и так должно быть по Марксу.
Ho в России индустриализация должна проходить под знаком коммунизма.
При коммунистическом режиме это можно сделать лишь создав энтузиазм
индустриалязации, превратив eё из прозы в поэзию, из трезвой реальности
в мистику, создав миф o пятилетке. Ho все это происходит не только
при помощи энтузиазма, поэзии, мистики и мифотворчества, но и путем
террора и Г.П.У. Народ поставлен в крепостную зависимость по отношению
к государству. Коммунистический строй переходного периода есть строй
крепостной. Вопреки Марксу и буржуазной политической эковомии, я
думаю, что промышленное развитие вполне возможно и при коммуннзме.
И при старом режиме капиталистичеекая промышленность в России развивалась
понуждением правительства. Неотвратимые экономическне законы - выдумка
буржуазной политической экономии. Таких законов не существует, Марксизм
сокрушил эти законы, хотя и не до конца. Для индустриализации России
под коммунистическим режимом нужна новая мотивация труда, новая
психическая структура, нужно, чтобы появился новый коллективный
человек. Для создания этой новой психической структуры и нового
человека русский коммунизм сделал огромное усилие. Психологически
он сделал больше завоеваний, чем экономически. Появилось новое поколение
молодёжи, которое оказалось способным c энтузиазмом отдаться осуществлению
пятилетаего плана, которое понимает задачу экономического развития
не как личный интерес, a как социальное служение
B России это легче было сделать, чем в странах Запада, где буржуазная
психология и капиталистическая цивилизация пустили глубокие корни.
Даже русский купец старого режима, который наживался нечистыми путями
и делался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал
этот грех и мечтал в светлые минуты o другой жизни, например, o
странничестве или монашестве. Поэтому даже этот купец был плохим
материалом для образования буржуазии западно-европейского типа.
Возможно даже, что буржуазность в России появится именно после коммунистической
революции. Русский народ никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных
предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам.
Ho опасность обуржуазивания очень сильна в советской России. Ha
энтузиазм коммунистической молодёжи к социалистическому строительству
пошла религиозная энергия русского народа. Если эта религиозная
энергия иссякнет, то иссякнет и энтузуазм и появится шкурничество
вполне возможное и при коммунизме
Ho пятилетний план не осуществляет всё-таки царства социализма,
он осуществляет государственный капитализм. Высшей ценностью признаются
не интересы рабочих, не ценность человека и чедовеческого труда,
a сила государства, его экономическая мощь. Коммунизм в период сталиннзма
не без основания может представляться продолжением дела Петра Великого.
Советская власть есть не только власть коммунистической nартии,
претендующей осуществить социальную правду, она есть также государство
и имеет объективную природу всякого государства, она заинтересована
в защите государства и в его экономическом рахвитии, без которого
власть может пасть. Всякой власти присущ инстинкт самосохранения,
которое может стать главной целыо. Сталин - государственник восточного,
азиатского типа. Сталинизм, т. E. коммунизм периода строительства,
перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм. Ему присущи
все особенности фашизма: тоталитарное государство, государстsенный
капитализм, национализм, вождизм и, как базис, - милитаризованная
молодёжь. Ленин не был ещё диктатором в современном смысле слова.
Сталин уже вождь-диктатор в современном, фашистском смысле. По объективному
своему смыслу происходящий процесс есть процесс интеграции, собирание
русското народа под знаменем коммунизма
Идеологически я отношусь отрицательно к советской власти. Эта
власть, запятнавшая себя жестокостью и бесчеловечием, вся в крови,
она держит народ в страшных тисках. Ho в данную минуту это единственная
власть, выполняющая хоть как-ннбудь защиту России от грозящих ей
опасностей. Внезапное падение советской власти, без существования
организованной силы, которая опособна была бы прийти к власти не
для контрреволюции, a для творческого развития, исходящего из социальиых
результатов революции, представляла бы даже опасность для России
и грозила бы анархией. Это нужно сказать об автократии советской,
как можно было бы сказать об автократии монархической. B России
вырастает не только коммунистичеекий, но и советской патриотизм,
который есть просто русский патротизм. Ho патриотизм великого народа
должен, быть верой в великую и мировую миссию этого народа, иначе
это будет национализм провинциальный, замкнутый и лишенный мировых
перспектив. Миссия русского народа сознается, как осуществление
социальной правды в человеческом обществе, не только в России, но
и во всём мире. И это согласно c русскими традициями. Ho ужасно,
что опыт осуществления социальной правды ассоциируется c насилием,
преступлениями, жестокостью и ложью, ужасной ложью. Одна безобразная
инсценировка советских процессов, в которых обыкновенно всегда в
одной и той же форме каются, может внушить отвращение ко всей системе
5
Характер русской революции был таков, она произошла в столь своеобразных
условиях, что идеологически ей мог соответствовать лишь очень трансформированный
марксизм и именно в сторону противоположную детерминизму. Марксизмом
пользовались, чтобы доказать невозможность в России пролетарской
социалистической революции. Если действительно экономнка детерминирует
весь социальный процесс, то в экономически отсталой России нужно
ещё ждать развития капиталистической индустрии и можно рассчитывать
лишь на буржуазную, a не пролетарскую революцию. Таков голос социалистического
детерминизма. Ho русская революция пошла путем, свидетельствующим
o том, что не все детерминировано экономикой. И вот в советской
России появилась новая философия марксизма-ленинизиа. Она продолжает
считать себя марксистской философией, но марксистской философией
эпохи пролетарских революций. Маркс жил ещё в недрах буржуазного
капиталистического общества, в котором действительно все было детерминировано
экономикой и не раскрывалась свобода. Ho Маркс и Энгельс учили,
что произойдет скачек из царства необходимости в царство свободы
и только тогда начнется настоящая история, в которой человек - социальный,
конечно, человек - не будет детерминирован экономнкой, но будет
сам детерминировать экономику. Для русских коммунистов это время
настутаило, таково их самочувствие. Они сознали себя уже в царстве
свободы, они не в капиталистическом мире, они в стихии пролетарских
революций, которой ещё не знал Маркс. И они не определяются экономикой,
не зависят от необходимости калиталистического развития, они сами
своей революционной активностыо определяют, как хотят, экономику.
Они чувствуют в себе силу революционной активностью изменить не
только Россию, но и весь мир. И молодая советская философия пытается
дать новое истолкование диалектическому материализму. Основной категорией
для нее является категория самодвижения[[5]]
Источник движения лежит внутри, a не в толчке извне, идущем от
внешней среды, как думает механический материализм. Материи присуща
настоящая свобода, в eё недрах есть источник активности, изменяющей
среду. Ha материю переносятся свойства духа - свобода, активность,
разум, т. e. происходит спиритуализация материи. B советской философской
и социалистической литературе постоянно повторяется, что главное
не "производительные силы", т. e. экономическое развитие,
a "производственные отношения", т. e. борьба классов и
революционная активность пролетариата. Революционная активносгь
пролетариата есть самодвижение, она не зависит от среды, от эконоиики,
она переделывает среду и определяет по своему экономнку. Хотят построить
философию активизма, для которой материализм механический и экономический
очень неблагоприятны. Философия активизма - прометеевская, титаническая
философия - есть, конечно, философия духа, как-то было y Фихте,
a не философня материалистическая. Ho o духе запрещено говорить
в советской философии, материализм остаётся священным символом.
Поэтому материи нужно придать характер активного духа, что и пытаются
сделать, насилуя логику и философокую терминологию. Материализм
незаметно превратился в своеобразный идеализм и спиритуализм. Уже
y самого Маркса, особенно раннего Маркса, как мы уже говорили, учение
об иллюзиях овеществления людей в капитализме давало основание для
такого обращения. Диалектический материализм есть нелепое словосочетание.
Материи, состоящей из столкновения атомов, не может быть присуща
диалектика. Диалектика предполагает существование Логоса, смысла,
раскрывающегося в диалектическом развитии, диалектика может быть
присуща лишь мысли и духу, a не материи. Диалектический материализм
принужден верить в Логос самой материи, в смысл раскрывающийся в
развитии материальных производительных сил, т. e. в рациональность
иррациональных процессов. Советская философия есть государственная
ортодоксальная философия, она обличает и отлучает еретиков. Ортодоксия
заключается в утверждении диалектического материализма, генеральной
линии в философии. Ереси являются или утверждением материи c исчезновением
диалектики или утверждением диалектики c исчезновением материи.
Первая ересь есть механистический материализм, представленный Бухариным
и некоторыми естественниками, вторая ересь nредставлена Дебориным,
уклоняющимся в идеализм
Нужно утверждать диалектику, которая, продолжая утверждать материализм,
и есть революционная, актуалистическая философия. Логически это
невозможно, но психологически это необходимо. Ортодоксальный диалектический
материализм, признающий возможностъ самодвижения, свободы революционного
пролетариата, декретирован центральным комитетом коммунистической
партии. Сталин, который лишён всякой философской культуры и меньше
понимает в философии, чем молодые советские философы, среди которых
есть знающие люди, произносит верховный суд над тем, какая философия
истинная. Также и Гитлер будет признан судьей в философской истине.
Таково свойство диктатуры миросозерцания и основанного на ней авторитарного
строя. Советская философия есть философия социального титанизма.
Титаном является в ней не индивидуум, a социальный коллектив. Он
всемогущ. Для него не обязательны даже законы природы, неизменность
которых объявляется достоянием буржуазной науки и философии. Марксистская
философия Плеханова, Каутского и меньшевиков объявляется буржуазной,
просветительной. Советская философия противоположна просветителыюму
материализму XVIII века. Bce определяется для нее не просветлением
мысли, не светом разума, a экзальтацией воли, революционной титанической
воли. Философия должна не познавать только мир, но переделать мир,
создавать новый мир. Выделение теоретической мысли в особую сферу,
создание касты ученых и академиков есть достояние буржуазного мира.
Теоретический разум должен быть соединён c практическим разумом.
Философсмая работа должна быть соединена c трудом, c социальным
строительством, должна его обслуживать. Советская философия входит
в пятилетний план. Истина, и при том абсолютная истина, познается
лишь в активиости, в борьбе, в труде. Титаническая экзальтация революционной
воли предполагает существование реального мира, над которым совершается
акт, акт его изменения. Это есть необходимое реалистическое предположение,
которое непременно хотят назвать материалистическим предположением.
Сознание определяется бытием и происходит в бытии. Ho бытие мыслится
материальным, хотя материя мыслится почти спиритуалистически. Философские
споры, которые в советской России продолжаются целые годы и потом
печатаются, есть обсуждение вопросов не столько c точки зрения истины
и лжи, сколько c точки зрения ортодюксии и ереси, т. e. являются
скорее теологическими, чем философскими спорами
Философия титанизма предполагает изменение в понимании свободы.
Марксизм-ленинизм или диалектический материализм эпохи пролетарских
революций соответствуют новому пониманию свободы. И действительно
коммунистическое понимание свободы очень отличается от обычных пониманий.
Поэтому русские коммунисты искренно возмущаются, когда им говорят,
что в советской России нет свободы. Рассказывают такой случай. Один
советский молодой человек приехал на несколько месяцев во Францию,
чтобы вернуться потом обратно в советскую Россию. K концу его пребывания
его спросили, какое y него осталось впечатление от Франции. Он ответил:
"в этой стране нет свободы". Его собеседник c удивлением
ему возражает: "что вы говорите, Франция - страна свободы,
каждый свободен думать, что хочет, и делать что хочет, это y вас
нет никакой свободы". Тогда молодой человек изложил своё понимаиие
свободы: во Франции нет свободы и советский молодой человек в ней
задыхался потому, что в ней невозможно изменять жизнь, строить новую
жизнь; так называемая свобода в ней такова, что все остаётся неизменным,
каждый день похож на предшествующий, можно свергать каждую неделю
министерства, но ничего от этого не меняется. Поэтому человеку,
приехавшему из России, во Франции скучно. B советской же, коммунистической
России есть настоящая свобода, потому что каждый день можно изменять
жизнь России и даже всего мира, можно все перестраивать, один день
не походит на другой. Каждый молодой человек чувствует себя строителем
нового мира
Мир стал пластичен и из него можно лепить новые формы. Именно
это более всего соблазняет молодёжь. Каждый себя чувствует участником
общего дела, имеющего мировое значение. Жизнь поглощена не борьбой
за своё собственное существование, a борьбой за переустройство мира.
Тут свобода понимается не как свобода выбора, не как свобода повернуть
направо или налево, a как активное изменение жизни, как акт, совершаемый
не индивидуальным, a социальным человеком, после того, как выбор
сделан. Свобода выбора раздваивает и ослабляет энергию. Настоящая
созидательная свобода наступает после того, как выбор сделан и человек
движется в определенном направлении. Только такая свобода, свобода
коллективного строительства жизни в генеральной линии коммунистической
партии, и признается в советской России. Именно эта свобода оказывается
актуальной и революционной. Французская свобода консервативна, она
мешает социальному переустройству общества, она свелась к тому,
что каждый хочет, чтобы его оставили в покое. Свободу нужно, конечно,
понимать и как творческую энергию, как акт изменяющнй мир. Ho если
исключительно так понимать свободу и не видеть того, что внутренне
предшествует такому акту, такой реализации творческой энергии, то
неизбежно - отрицание свобюды совести, свободы мысли. И мы видим,
что в русском коммунистическом царстве совершенно отрицается свобода
совести и мысли. Понятие свободы относится исключительно к коллективному,
a не личному сознанию. Личность не имеет свободы по отношению к
социальному коллективу, она не имеет личной совести и личного сознания.
Для личности свобода заключается в исключителькой eё приспособленности
к коллективу. Ho личность, приспособившаяся и слившаяся c коллективом,
получает огромную свободу в отношении ко всему остальному миру.
Свобода совести - и прежде всего религиозной совести - предполагает,
что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого
коммунизм, конечно, не признает. Мы увидям в следующей главе, что
для него царство кесаря и царство Божье совпадают и отожествляются.
Поэтому в коммунизме на материалистической основе неизбежно подавлеиие
личности. Революционная коммунистическая мораль неизбежно оказывается
беспощадной к живому конкретному человеку, к ближнему. Индивидуальный
человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического
общества, он есть лишь средство
B коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное c христианством
понимание жизни каждого человека, как служения сверхличной цели,
как служения не себе, a великому целому. Ho эта верная идея искажается
отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой
личности, eё духовной свободы. B коммунизме есть также верная идея,
что человек призван в соединении c другими людьми регулировать и
организовывать социальную и космическую жизнь. Ho в русском коммунизме
эта идея, нашедшая себе самое радикальное выражение y христианского
мыслителя H.Фёдорова[[6]], приняла почти маниакальные формы и превращает
человека в орудие и средство революции. Bce эти извращения определяются
не столько социально-экономической системой коммунизма, сколько
его ложным духом. Свобода духа отрицается не экономикой, которая
бессильна в отношении к духу, a духом же, духом враждебным свободе.
Воинствующий духоборческий материализм коммунизма есть явление духа,
a не материи, есть ложная направленность духа. Коммунистическая
экономика сама по себе может быть нейтральна. Это коммунистическая
религия, a не экономика, враждебна христианству, духу, свободе.
Правда и ложь так перемешены в коммунизме именно потому, что коммунизм
есть не только социальный феномен, но и феномен духовный. B идее
бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для
других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания
Бога, духа, свободы и даже наборот, эта идея более согласна c христианством,
чем идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество.
Ho соединение этой идеи c ложным миросозерцанием, отрицающим дух
и свободу, ведет к роковым результатам. Именно религиозный характер
коммунизма, именно религия коммунизма и делает его антирелигиозаым
и антихристианским. Коммунистическое общество и государство претендуют
быть тоталитарными. Ho это и есть основная ложь. Тоталитарным может
быть лишь царство Божье, царство кесаря всегда частично. Для коммунизма
царство кесаря становится царством Божьим, совершенно также как
в германском национал-социализме, но лишь более последовательно
и радикально. И это то и вызывает неизбежность духовной борьбы.
Роковой ошибкой является придавать этой духовной борьбе характер
борьбы социальной, защищающей старое капиталистическое, буржуазное
общество или старый режим. Это и делает бессильной борьбу против
лжи коммунизма. Весь мир идет к ликвидации старых капиталистических
обществ, к преодолению духа их вдохновлявшего. Движение к социализму
- к социализму понимаемому в широком, не доктринерском смысле -
есть мировое явление. Этот мировой перелом к новому обществу, образ
которого ещё не ясен, совершается через переходные стадии. Такой
переходной стадией является то, что называют связанным, регулированным,
государственным калитализмом. Это тяжелый процесс, сопровождающийся
абсолютизацией государства. B советской России этой стадии, которая
не есть ещё соцализм, очень благоприятствуют старые традиции абсолютного
государства. B том, что происходит в советской России, есть много
элементарного, элементарного цивилизирования рабоче-крестьянских
масс, выходящих из состояния безграмотности. B этом нет ничего специфически
коммунистического. Ho процесс цивилизирования совершается через
замену для масс символики религиозно- христианской, символикой марксистски-коммунистической.
Ненормальным, болезненным является то, что приобщение масс к цивилизации
происходит при совершенном разгроме старой русской интеллигенции.
Революция, o которой интеллигенция всегда мечтала, оказалась для
нее концом. Это определилось древним расколом русской истории, вековым
расколом интеллигенции и народа, a также бессовестной демагогией,
через которую победили русские коммунисты. Ho это привело к тому,
что оказался страшный недостаток интеллигентских сил. Русский коммунизм,
если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы,
есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма,
русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере
войны и разложения уродливые формы. Ho русский коммунизм более связан
c русскими традициями, чем это обычно o нем думают, традициями не
только хорошими, но и очень плохими
- ----
B течение 25 лет правил русской церковью - a идеологически и русским
государством - знаменитый обер-прокурор Св.Синода K.П.Победоносцев.
Он был духовным вождем старой монархической России эпохи упадка.
Ленин был духовным вождем новой коммунистической России. Он много
лет господствовал в подготовительном к революции процессе, a после
революции правил Россией. Победоносцев и Ленин представляли полярно
противоположные идеи. Ho есть сходство в их душевной структуре,
они во многом принадлежат к одному и тому же типу. Победоносцев
был более замечательным, сложным и интересным человеком, чем это
o нем думают, когда обращают внимание исключительно на его реакционную
политику. Я когда-то характеризовал мировоззрение Победоносцева
как "нигилизм на религиозной почве". Он был нигилистом
в отношении к человеку и миру, он абсолютно не верил в человека,
считал человеческую природу безнадежно дурной и ничтожной. У него
выработалось презрительное и унизительное отношение к человеческой
жизни, к жизни мира. Это отношение распространялось y него и на
епископов, c которыми он имел дело, как обер-прокурор Св.Синода.
Он презирал епископов, отказывался видеть в них какие-либо человеческие
духовные качества и считал, что представитель государственной властн
должен управлять епископатом. Как обер-прокурор Св.Синода он подчинял
церковь государству, потому что не верил в человеческие качества
иерархии и мирян. Человек так безнадежно плох, что единственное
спасение - держать его в ежовых рукавицах. Человеку нельзя давать
свободы. Только насилием и принуждением монархической государственности
можно держать мир. Из своего неверия в человека, из своего нигилистического
отношения к миру Победоносцев сделал крайне реакционные выводы.
Победоносцев верил в Бога, но эту свою веру в Бога не мог перенести
на своё отношение к человеку и миру. B своей личной жизни этот человек,
приобретший репутацию великого инквизитора, был мягким, он трогательно
любил детей, боялся своей жены, совсем не был свиреп в отношении
к "ближнему". Он не любил "дальнего", человечества,
гуманность, прогресс, свободу, равенство и пр. B чем же может быть
сходство c Лениным? Ленин тоже не верил в человека, и y него было
нигилистическое отношение к миру. У него было циническое презрение
к человеку и он также видел спасенне лишь в том, чтобы держать человека
в ежовых рукавицах. Как и Победоносцев, он думал, что организовать
жизнь людей можно лишь принуждением и насилием. Как Победоносцев
презирал церковную иерархию, над которой господствовал, так и Ленин
презирал иерархию революционную, над которой господствовал, он отзывался
o коммунистах c издевательством и не верил в их человеческие качества.
И Ленин и Победоносцев одинаково верили в муштровку, в принудительную
организацию людей, как единственный выход. Общество не может быть
организовано так, чтобы безнадежно плохой человеческий материал
подвергся муштровке и привык к условиям общественной жизни. Ленин
тоже думал, что мир и человек поражены грехом, для него это грех
эксплуатации человека человеком, грех классовых неравенств. Ленин
не верил в человеческую природу, в высшее начало в человеке, но
он не верил и в Бога, как верил Победоносцев. Ho он верил в будущую
жизнь, не потустороннюю, a посюстороннюю будушую жизнь, в новое
коммунистическое общество, которое для него заменило Бога, верил
в победу пролетариата, который для него был Новым Израилем. Ho коммунистическое
общество осуществится не в силу качества людей, a в силу муштровки,
принуждения, организации. Коммунистическая государственность y Ленина
столь же авторитарна и автократична, как и монархическая государственность
y Победоносцева. Из неверия в человека, из нигилистического отношения
к жизни мира Ленин сделал обратный вывод, вывод крайне революционный.
Одинаково можно сделать и крайне реакционный и крайне революционный
вывод. Ho жизнь мира сего была пустой и злой и для Ленина и для
Победоносцева. B своей личной жизни Ленин, как и Победоносцев, не
был злой человек, в нём было не мало добродушия, было человеческое
отношение к своим ближним. И Ленин любил детей, любил зверей. Он
не был инквизитором. Для судьбы России и русского народа поразительно,
что до революции Россией правил человек, который не верил в человека
и имел нигилистическое отношение к миру, и после революции правил
человек, который тоже не верил в человека и имел нигилистическое
отношение к миру. Это очень символично и многое объясняет. Русская
власть не может стать человечной и обратной стороной этого является
русский анархизм. Нигилистическое отношение к миру и к человеку
есть извращенная форма аскетического православия. И мы вплотную
подходим к последней проблеме, проблеме религиозиой, к отношению
между коммунизмом и православием.[1] Литература o русском коммунизме
огромна, но большая часть этой литературы не представляет особенной
ценности. Отмечу книги: Геnе Fullop-Мillег - "Gelst und Gesicht
des Bolschevlsmus"; Vаldеmаг Guгiаn - "Le Bolchevisme";
J.Маlарагtе - "Le bonhomme Lenine"; Fеdог Stегn"
- "Des Anlits Гusslаnds und das Gesicht dег Геvоlutiоn";
и мои книги и статьи: "Правда и ложь коммунизма" в журн,
"ПУТЬ" № 30, Париж, 1931; "Русская религиозная психология
и коммунистический атеизм", Париж, 1931; "Генеральная
линия советской философии и воинствующий атеизм", в журн. "Путь"
1931; № 34, Париж 1932
[2] См. талантливую книгу J.Makaparte: "Le bonhommt Lenine"
[3] Cм. "Юбилейный сборниик Ленина"
[4] См. книгу Ж. де Местр "Соnsidегаtiоns suг la Fгаnсе"
[5] См. Исторический материализм.. Авторский коллектив института
красной профессуры философии под редакцией Голъцевича, 1931 г
[6] См. H.Федофов - "Философия общего дела".
|