Бердяев. Судьба России 06
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Судьба России 06




 

 



 

 

 

 

Конспект

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15
Часть 16
Часть 17
Часть 18

 


Судьба России 06

Подзаголовок

Н.А.Бердяев

II<br>
В русской революции собирается жатва исконного и застарелого русского
нигилизма. В ней чувствуется дыхание этого старого, а не нового
духа. Революция вдохновлена нигилистическими идеями, она прежде
всего направлена на разрушение иерархии ценностей, иерархии качеств,
на которой основан божественный миропорядок. Эта революционно-нигилистическая
вражда ко всякому иерархизму имеет прежде всего природу духовную,
а не политическую и экономическую, это есть психология масс и нравственная
их настроенность. В основе этой психологии лежит чувство зависти
ко всему, что выше, что обладает уже установившимися качествами

Но никогда ещё творчество не проистекало из этого источника. Нигилистические
настроения и идеи в массах дают страшные результаты. Русский революционный
социализм по духовным основам своим насильнический, материалистический
и атеистический, и этот отрицательный пафос доведен в нём до какой-то
лжерелигии. Русский революционный социализм одержим жаждой равенства
во что бы то ни стало. Этот соблазн абсолютного равенства ведет
к истреблению всех качеств и ценностей, всех возвышений и подъемов,
в нём - дух небытия. Бытие зачалось в неравенстве, в возвышении
качеств, в индивидуальных различиях. В нём звезда от звезды различествует
во славе. "Погашение всех качественных различений" и всех
возвышений было бы возвратом к первоначальному небытию, которое
есть совершенное равенство, полное смешение. Восстание первоначального
хаотического небытия периодически бывает в истории, целые общественные
движения могут быть окрашены в его цвет. Было бы ошибочно, конечно,
отождествлять всякий социализм и всякое социалистическое движение
с духом небытия. Возможен социализм и совершенно другого духа. Но
атеистический социализм, мнящий себя новой религией, есть конечно
религия небытия. В земное всеблаженство, в фабричный земной рай
поверили потому, что перестали верить во что бы то ни было высшее

Когда померкли религиозные надежды и ослабела духовная жизнь, остаётся
сорвать земной рай, использовать мгновения этой бессмысленной жизни

Овладевает жажда раздела.<br>
Русский нигилизм, который шире течения конца 60-х годов, носящего
это наименование, отвергает не только на словах, не только в мыслях
все непререкаемые и абсолютные святыни и ценности, он отвергает
их и всей совокупностью своего духа, направлением своей воли, отвергает
их на деле, в самой жизни. Нигилизм не только перестал мыслить об
ином божественном мире, он перестал быть с ним в общении. Имя Христа
не случайно забыто в нашем революционном движении и в нашей революции

Его нет в душах, нет в основном направлении духа, избирающего путь

Слова и имена - не случайные и условные знаки, как думают номиналисты,
они - реальные энергии духовной жизни. На этом основано значение
молитвы. Менее всего я хочу сказать, что русские революционеры-нигилисты
- злодеи и люди дурные; среди них всегда было немало прекрасных
людей, искренних, самоотверженных и бескорыстно увлеченных. Но люди
эти находятся во власти ложного отрицательного духа, природу которого
сами не понимают, люди эти нередко находятся в состоянии одержимости

Они выброшены на поверхность, оторваны от духовного ядра жизни,
кружатся во внешних оболочках жизни. В русском нигилизме и русском
нигилистическом социализме нет свободы духа, нет духовного здоровья,
необходимого для творчества, нет никакой внутренней дисциплины,
подчиняющей человека стоящим выше его святыням. Революционное интеллигентское
сознание отвергло все объективные духовные начала, все сверхчеловеческие
ценности и подчинило жизнь человеческую произволу человеческих страстей,
интересов и стремлений к благополучию и наслаждению. Торжествуют
лишь утилитарные оценки. Все подчиняется благу отдельных людей и
механическому количеству людей. Внутреннее же, духовное ядро человеческой
личности отрицается. Добро и зло признаны относительными и расцениваются
в зависимости от общественной полезности. Нравственному вырождению
русской революционной интеллигенции и самой революции очень способствовало
традиционное отождествление нравственного и доброго с "левым",
и безнравственного и злого с "правым". Поэтому те, которые
чувствовали себя "левыми", признали для себя все дозволенным

Религиозное чувство вины было заменено социальным чувством обиды,
и это придало человеческой душе неблагородный облик. Сознание обязанностей
заменено бесконечными притязаниями и претензиями. Материалистическая
теория социальной среды окончательно парализовала сознание личной
ответственности. Личному закалу воли и дисциплине характера не придавали
и не придают никакого значения. Согласно этому мировоззрению и мирочувствию,
личность выставляет свои требования и притязания, независимо от
своих качеств и заслуг. Безответственная притязательность, парализующая
сознание обязанностей, есть нравственная язва, разъедающая русскую
общественную жизнь. Из революционно-нигилистического типа окончательно
были изгнаны благородные и вечные чувства почитания и благоговения

Нигилизм нашего революционного сознания есть порождение старого
и долгого рабства. Большая доля вины за него падает на классы руководящие
и господствующие, на нравственное вырождение сверху. В этих классах
сердце давно уже омертвело к святыням, и они лицемерно пользовались
святынями для целей корыстных.<br>
III<br>
И сверху и снизу перестали видеть в государстве и в национальности
объективные и духовные начала и подчинили их произвольным и субъективным
целям социального благополучия. Одни сделали себе идола из самодержавного
государства и царизма и поклонились ему, как Богу, другие - из народа
и пролетариата, и ему поклонились. Нигилизм революционный, зависимый
от нигилизма реакционного, поклонился количеству вместо качества

Все духовные реальности и духовные ценности подверглись атомизированию
и распылению. Церковь, отечество, государство, культура - все давно
уже подверглось разложению и за всем стали видеть голый интерес

Марксизм был принят в России, как теоретическое оправдание нигилизма,
как циническое отрицание самоценности и самобытности духовной жизни

Русская интеллигенция с нигилистической закваской очень обрадовалась
узнать из немецких книжек, что не существует никакой самостоятельной
духовной жизни и что все ценности в ней - лишь идеологические прикрытия
интересов, лишь рефлексы экономической действительности. Государство
представилось организацией классового господства, национальность
- созданием интересов буржуазии, добро и правда - отражением экономических
отношений. Марксизм рецепировался у нас прежде всего как цинический
нигилизм, направленный на разрушение всех онтологических реальностей

Цинический нигилизм давно уже был жизненной практикой справа, у
господствующих слоев старого режима, которые дошли до полного нравственного
разложения. Давно уже торжествовал и нигилизм слева и нашел себе
оправдание в марксизме. Гонения, страдания и мучения нравственно
облагораживали русских революционеров и прикрывали духовные последствия
нигилизма. Но когда революционный нигилизм начал господствовать
и властвовать, выявилось его нравственное неблагообразие, его духовная
пустота. Русский нигилизм сочетался с каким-то своеобразным морализмом:
все духовные реальности отрицали во имя морали равенства, во имя
блага народа. Ряд десятилетий отрицалась в народе ценность отечества,
ценность национальности и убивалось всякое национальное чувство
как безнравственное. Политика старой власти окончательно добивала
здоровый национальный инстинкт. Что же удивляться, если революция
оказалась антипатриотической и антинациональной?<br>
Эти нигилистические настроения и мысли расцвели в душной атмосфере
подполья, созданного насилиями старой, разлагающейся власти. Нигилизм
бюрократический и нигилизм интеллигентский - близнецы. Свободный
творческий дух и свободные творческие идеи не имели силы наверху
и не имели обаяния внизу, справа и слева не было господства духа,
не было живой веры в Бога и в духовный смысл жизни. Россия давно
уже тяжело больна духом, её сводят судороги одержимого, в нее вселились
бесы, то реакционные, то революционные, то черные, то красные. Русский
максимализм, бросающий нас из одной крайности в другую, есть болезнь
духа, метафизическая истерия, внутреннее рабство. В душе русского
народа давно уже начался кризис веры, народная душа в смятении и
находится на перепутье. В такие минуты душа делается безоружной
против многих соблазнов. Старое с его духовной дисциплиной отмирает
в народной душе, новое же оказалось нигилистическим отрицанием

Так вырабатывается в народе тот безобразный душевный уклад, который
вчера приводил к погрому евреев и левой интеллигенции, сегодня может
привести к погрому "буржуазии" и всего культурного общества,
как слишком правого. Над всем царит одна и та же жажда раздела,
завистливый взгляд на духовные и материальные богатства соседа

И это сопровождается полным творческим бессилием, неспособностью
к созиданию и нелюбовью к нему.<br>
Русскому народу необходимо здоровое и крепкое национальное чувство,
но его не было и нет. И нет того национального воодушевления, которое
необходимо для спасения родины. Мы расплачиваемся за старые грехи,
мы изъедены наследственными болезнями. Нам необходимо внутренно
очиститься и духовно переродиться, окончательно поборов в себе всякий
нигилизм. Без изменения человеческой ткани, составляющей общество,
нельзя рассчитывать на более совершенную общественную жизнь. Из
плохих человеческих душ нельзя сделать хорошего общества, это будет
лишь внешней перестановкой атомов. С этой точки зрения никакие внешние
революции ничего существенного не меняют. Необходим духовный закал
личности, её внутреннее перерождение, повышение её качеств. Личность
человеческая не может всего ждать от нового общества, она прежде
всего должна как можно больше ему дать. К сожалению, в русском культурном
обществе, либеральном и просвещенном, нет той силы духа и той горячей
веры, которые могли бы спасти Россию от беснования. Чисто либеральные
идеи - тепло-прохладные идеи, в них нет огня. И нужно правду сказать:
если русские революционные круги исповедовали нигилизм, то русские
либеральные круги исповедовали довольно поверхностное просветительство
и поверхностный позитивизм, которые также разлагают духовную жизнь
и подрывают веру в духовные реальности. Бескрылый русский либерализм
сделался национально настроенным лишь во время войны, и революция
укрепила его в этой настроенности. Но национальная идея не имеет
в нём глубоких корней, для русских либералов в массе патриотизм
есть вопрос политической тактики. Они патриоты через силу. Духовное
национальное движение у нас ещё впереди, оно образуется после изжития
и осмысления трагического опыта войны и революции. Оно должно привести
к оригинальному общественному творчеству. Оно не будет походить
на старый национализм. Но не будет походить и на традиционный гуманистический
либерализм. Не только старый революционизм, но и старый либерализм
должен принять на себя часть вины за происходящее сейчас с Россией

Русская революция есть Божья кара за явный или тайный нигилизм всех
слоев, всех классов и всех направлений, от крайних правых до крайних
левых. Творческое национальное движение и возрождение предполагает
духовный кризис, обращение к глубоким, божественным источникам жизни.<br>
"Русская свобода", № 18, с. 3-9,<br>
1917 г.</p>
<p><br>
Была ли в России революция?<br>
http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn039.htm Мы жили
и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным
уроком для отдаленных поколений, которые сумеют его понять; ныне
же мы, во всяком случае, составляем пробел в нравственном миропорядке.Чаадаев</p>
<p><br>
I<br>
Захват власти так называемыми "большевиками" многим представляется
какой-то страшной катастрофой, чем-то совершенно новым в судьбах
русской революции и России. Находятся даже люди, которые из наивности
или из лживости утверждают, что наступил последний этап борьбы рабочих
и крестьян с капиталистами и помещиками, последнее столкновение
народа с имущими классами. Г. Ленин счел возможным заявить, что
в конце февраля в России была революция буржуазная, свергнувшая
царизм, а в конце октября произошла революция социалистическая,
свергнувшая буржуазию, т. е. процесс, который у западных передовых
народов совершается столетия, в отсталой России произошел в несколько
месяцев. Так как жизнь наша очень начинает напоминать кошмар, то
все представляется нам в преувеличенном виде. Мы совершенно утеряли
перспективу событий. Я позволяю себе думать, что все происходящее
в России - чистейшие призраки и галлюцинации, во всём этом нет ничего
существенного и подлинно реального. То, что произошло в самое последнее
время, очень мучительно и тяжело в перспективе личной жизни людей

Пролилась кровь, много было и будет невинных жертв, жизнь человеческая
стала ещё более необеспеченной и невыносимой. Но нужно сознать,
что ничто существенно не изменилось, ничего нового не произошло

Перестановка атомов, пребывающих в том же инертном состоянии, ничего
не может изменить ни в какую сторону. Вообще в русской революции
ничего нового не случается, в ней нет никакого настоящего движения

И то, что именуется у нас революцией, есть сила инерции, есть мертвая
бездвижность перед судом высшей духовной жизни. В коловращении хаоса
и анархии никогда ведь не бывает настоящего движения и творческой
новизны. Хаотическая перестановка и круговращение мертвой материи
никуда не движется и никакой новой жизни не творит. В душах людей
и в душе народа, в источниках творческой энергии ничто не изменилось,
ничего нового не народилось. Действуют все те же старые инстинкты,
все те же ветхие чувства. Новый человек не рождается. Ни одной новой
души не народилось в стихии революции. Все осталось очень старым
на Руси, вся психология отдельных людей и целых групп осталась ветхой

Вся ткань общественная расползается и раздирается, как гнилая материя

Души людей все те же рабьи души. Маскарадное переодевание никого
не должно вводить в заблуждение. Под новыми масками слишком видны
старые лица. Рабы и насильники, в которых не изменилось ни одно
чувство и не появилось никаких проблесков нового, лучшего сознания,
расхаживают и разъезжают в костюмах новых, свободных людей. Но звериное
хрюканье все время слышится под личинами, которые вводят в обман
лишь очень наивных и тёмных людей.<br>
Смешно и нелепо, что у нас серьезно говорят о "большевиках",
опровергают их, спорят о путях развития русской "революции"

Все это, как говорят дети, не на самом деле, все это не по-настоящему

Вся русская "революция" есть тяжелый кошмар, приснившийся
русскому народу от его бессилия и болезни, есть призрак, созданный
расстроенным воображением народа слабого и потерявшего духовный
центр. Кошмары и призраки дома умалишенных выпущены на свободу и
гуляют по земле русской. Все, что происходит, есть лишь иллюстрация
к "Бесам" Достоевского, книге поистине пророческой. Все
безысходно, как в кошмаре, все повторяется и возвращается, бесы
кружатся, и нельзя вырваться из этого бесовского круга. О бессилии
власти гг. Ленина и Троцкого и ненародном характере их власти говорят
так же, как говорили о бессилии и ненародном характере власти гг

Штюрмера и Протопопова. С того времени глубоко и существенно ничто
не изменилось. Все старое повторяется и действует лишь под новыми
личинами. Бурные процессы происходят лишь на поверхности. Процессы
эти есть лишь тление ветхих одежд России невозрожденной. Мы изживаем
последствия наших старых грехов, страдаем от наших наследственных
болезней. В России никакой революции не было. Пора уже сорвать маски
и изобличить подлинные реальности. Русская революция есть чистейший
призрак. В ней нет существенных признаков революции в западноевропейском
смысле этого слова. Старая власть, старая монархия не была у нас
свергнута революцией, она сгнила, разложилась и бесславно пала,
как падает гнилое яблоко с дерева. Но яд от гниения старой России
остался внутри народного организма и продолжает разлагать жизнь
русского народа. Вот эти процессы гниения старой России и принимают
у нас за "развитие и углубление революции".<br>
Чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах разложения,
есть явление старой России, а не творчество новой России. В России
пала власть и не заменилась никакой новой властью. Наступило безвластие,
междуцарствие, бесплодная и нетворческая, смутная эпоха, анархия

Катастрофу, происшедшую с Россией, так же неверно называть революцией,
как неверно было бы называть революцией пугачевщину. Катастрофа
эта не есть изменение форм государства, не есть создание новой власти
организованными силами, она есть упразднение государства, бессилие
организовать какую бы то ни было государственную власть. В этом
русская революция бесконечно отличается от французской революции,
в которой действовал сильный государственный и национальный инстинкт
народа. У нас же никакая новая, организующая и созидательная сила
не пришла на смену старым, разлагающимся силам. То, что у нас называют
"революцией", есть сплошная дезорганизация и разложение,
смерть государства, нации, культуры

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Судьба России 06
* 14 12 2018 г.