Русская идея [1]
Н.А.Бердяев
Белинский – одна из самых центральных фигур в истории русского
сознания XIX в. Он отличается от других русских писателей 30-х и
40-х годов уже тем, что он не вышел из дворянской среды и не имел
в себе барских черт, которые были сильно выражены и у анархиста
Бакунина. Он первый разночинец и типичный интеллигент (в более узком
смысле) второй половины XIX в., когда наша культура перестала быть
исключительно дворянской. Белинский был человек больших дарований,
гениальной чуткости и восприимчивости. У него было мало знаний.
Он почти не знал иностранных языков, почти не знал немецкого языка.
Гегелевскую философию он узнал не через чтение книг самого Гегеля,
а через рассказы о Гегеле Бакунина, который читал его по-немецки.
Но восприимчивость его была так необычайна, что он многое угадал
в Гегеле. Он последовательно пережил Фихте, Шеллинга и Гегеля и
перешел к Фейербаху и воинствующему атеизму. Белинский, как типичный
русский интеллигент, во все периоды стремился к тоталитарному миросозерцанию.
Для него, натуры страстной и чувствительной, понимать и страдать
было одно и то же. Жил он исключительно идеями и искал правды, "упорствуя,
волнуясь и спеша". Он горел и рано сгорел. Он говорил, что
Россия есть синтез всех элементов, сам хотел быть синтезом всех
элементов, но осуществлял это не одновременно, всегда впадая в крайности,
а последовательно во времени. Белинский был самым значительным русским
критиком и единственным из русских критиков, обладавшим художественной
восприимчивостью и эстетическим чувством. Но литературная критика
была для него лишь формой выражения целостного миросозерцания, лишь
борьбой за правду. Огромное значение, которое приобрела у нас публицистическая
литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем,
что, по цензурным условиям, лишь в форме критики литературных произведений
можно было выражать философские и политические идеи. Но Белинский
первый оценил по-настоящему Пушкина и угадал многие нарождающиеся
таланты. Русский до мозга костей, возможный лишь в России, он был
страстным западником, веровавшим в Запад. Но во время его путешествий
по Европе он разочаровался в ней. Разочарование столь же типически
русское, как и очарование. Первым идейным увлечением был у нас Шеллинг,
потом перешли к Гегелю. Устанавливают три периода в идейном развитии
Белинского: 1) нравственный идеализм, героизм; 2) гегелевское принятие
разумности действительности; 3) восстание против действительности
для её радикального изменения во имя человека. Путь Белинского указывает
на то исключительное значение, которое имела у нас гегелевская философия.
О двух кризисах, пережитых Белинским, по существу речь будет в следующей
главе. Во все периоды Белинский, отдаваясь своей идее целиком, мог
жить только этой идеей. Он был нетерпим и исключителен, как и все
увлеченные идеей русские интеллигенты, и делил мир на два лагеря.
Он порвал на идейной почве со своим другом К. Аксаковым, которого
очень любил. Он первый потерял возможность общения с славянофилами.
Он разошелся с близким ему Герценом и другими друзьями в период
увлечения гегелевской идеей разумности "действительности"
и пережил период мучительного одиночества. В это же время и будущий
анархист Бакунин был увлечен гегелевской идеей разумности "действительности"
и увлек этой идеей Белинского. Мы увидим, что Гегель был неверно
понят и на этом непонимании разыгрались страсти. Лишь в последний
период, под конец жизни, у Белинского выработалось совершенно определенное
миросозерцание, и он стал представителем социалистических течений
второй половины XIX в. Он прямой предшественник Чернышевского и,
в конце концов, даже русского марксизма. Он был гораздо менее народником,
чем Герцен. Он даже стоял за промышленное развитие. У Белинского,
когда он обратился к социальности, мы уже видим то сужение сознания
и вытеснение многих ценностей, которое мучительно поражает в революционной
интеллигенции 60-х и 70-х годов. Наиболее русским он был в своём восстании против гегелевского мирового духа во имя реального, конкретного
человека. Ту же русскую тему мы видим и у Герцена. На формирование
взглядов Герцена очень повлияла казнь декабристов
Для русской историософической темы огромное значение имеет Герцен.
Это если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х годов.
Он первый представитель революционной эмиграции. Этот русский западник
пережил глубокое разочарование в Западной Европе. После опыта Герцена
западничество в том виде, в каком оно было в 40-е годы, стало невозможным.
Русские марксисты будут западниками в другом смысле, а в марксизме
коммунистов раскроются некоторые черты русского мессианизма. В лице
Герцена западничество соприкасается со славянофильством. То же самое
произойдет в анархизме Бакунина. Вообще левое, социалистическое,
западничество будет более русским, более оригинальным в понимании
путей России, чем более умеренное, либеральное западничество, которое
будет все более бесцветным. Русская тема об особых путях России,
о миновании ею западных путей индустриального капиталистического
развития будет раскрываться народническим социализмом, который произойдет
из левого крыла западничества. В истоках народнического, своеобразно
русского социализма станет Герцен. Идея, высказанная уже Чаадаевым,
что русский народ, более свободный от тяжести всемирной истории,
может создать новый мир в будущем, развивается Герценом и народническим
социализмом. Герцен первый резко выразил русское восстание против
мещанства Запада, он увидел опасность мещанства в самом западном
социализме. Но это не было идеей лишь народнического социализма,
в этой идее была большая глубина, до которой не доходила поверхностная
философия самого Герцена, это была общерусская идея, связанная с
русским мессианизмом. Герцен прошел через Гегеля, как и все люди
40-х годов, и один из первых пришел к Фейербаху, на котором и остановился.
Это значит, что философски он был близок к материализму, хотя и
не глубокому, и был атеистом. Но вернее было бы его характеризовать
как гуманиста-скептика. Он не был по натуре верующим, энтузиастом,
как Белинский. Для него материализм и атеизм не были религией. При
таком философском миросозерцании трудно было оправдать мессианскую
веру в русский народ, трудно было обосновать философию истории и
этику Герцена. Был момент влияния на Герцена французского социального
мистицизма типа Пьера Леру. Но это продолжалось недолго. Герцен
так мотивировал своё неверие в высший смысл жизни, как делалось
значительно позже и более утонченными формами мысли. Он говорил,
что объективная наука не считается с человеческими иллюзиями и надеждами.
Он требует смирения перед печальной истиной. Особенность Герцена
была в том, что истина представлялась ему печальной, в его миросозерцании
был пессимистический элемент. Он требует бесстрашия перед бессмыслицей
мира. Он исповедовал антропоцентризм, для него выше всего и дороже
всего человек. Но антропоцентризм этот не имеет никакого метафизического
основания. Н. Михайловский потом будет употреблять выражение субъективный
антропоцентризм, противополагая его объективному антропоцентризму.
Это исходит от Фейербаха, но Фейербах был оптимистом и исповедовал
религию человечества. А этика Герцена решительно персоналистическая.
Для него верховная ценность, которой ни для чего нельзя пожертвовать,
– человеческая личность. Философски обосновать верховную ценность
личности он не мог. С его персонализмом связана была и его оригинальная
философия истории. Герцен был более художник, чем философ, и от
него нельзя требовать обоснования и развития философии истории.
Он был очень начитанный человек, читал Гегеля, читал даже Я. Бёме,
знал философа польского мессианизма Чешковского. Но настоящей философской
культуры он не имел. С темой о личности связана у него и тема о
свободе. Он один из самых свободолюбивых русских людей. Он не хочет
уступать свободу и своему социализму. И остаётся непонятным, откуда
личность возьмет силы противопоставить свою свободу власти природы
и общества, власти детерминизма. Восстание Герцена против западного
мещанства связано было с идеей личности. Он увидел в Европе ослабление
и, в конце концов, исчезновение личности. Средневекового рыцаря
заменил лавочник. Он искал в русском мужике, в сером тулупе, спасения
от торжествующего мещанства. Русский мужик более личность, чем западный
буржуа, хотя бы он был крепостным. Он соединяет в себе личное начало
с общинным. Личность противоположна эгоистической замкнутости, она
возможна лишь в общинности. Разочарованный в Западной Европе, Герцен
верит в русскую крестьянскую общину. Социализм Герцена народнический
и вместе с тем индивидуалистический. Он ещё не делает различия между
индивидуумом и личностью. "Рыцарская доблесть, изящество аристократических
нравов, строгая чинность протестантов, гордая независимость англичан,
роскошная жизнь итальянских художников, искрящийся ум энциклопедистов
и мрачная энергия террористов – все это переплавилось и переродилось
в целую совокупность других господствующих нравов, мещанских".
"Как рыцарь был первообразом мира феодального, так купец стал
первообразом нового мира; господа заменились хозяевами". "Под
влиянием мещанства все переменилось в Европе. Рыцарская честь заменилась
бухгалтерской честностью, гуманные нравы – нравами чинными, вежливость
– чопорностью, гордость – обидчивостью, парки – огородами, дворцы
– гостиницами, открытыми для всех (т. е. для всех, имеющих деньги)".
Все хотят "казаться вместо того, чтобы быть". Скупости
имущих мещан противополагается зависть мещан неимущих. Потом реакционер
К.Леонтьев будет говорить то же, что революционер Герцен. Одинаково
восстают они против буржуазного мира и хотят противопоставить ему
мир русский. Герцен высказывает идеи по философии истории, которые
очень не походят на обычные оптимистические идеи прогрессивного
левого лагеря. Он противополагает личность истории её фатальному
ходу. Мы увидим, как бурно пережил эту тему Белинский и как гениально
остро выразил её Достоевский. Герцен провозглашает "борьбу
свободного человека с освободителями человечества". Он – против
демократии и сочувствует анархизму. В замечательной книге "С
того берега" он предупреждает, что внутренний варвар идет,
и с большой прозорливостью предвидит, что образованному меньшинству
жить будет хуже. "Объясните мне, пожалуйста, – говорит он,
– отчего верить в Бога смешно, а верить в человека не смешно; верить
в человечество не смешно, а верить в Царство Небесное – глупо, а
верить в земные утопии – умно?" Из западных социальных мыслителей
ему ближе всех Прудон. С Марксом он не имеет ничего общего
Герцен не разделял оптимистического учения о прогрессе, которое
стало религией XIX в. Он не верил в детерминированный прогресс человечества,
в неотвержимое восходящее движение обществ к лучшему, совершенному,
счастливому состоянию. Он допускал возможность движения назад и
упадка. Главное, он думал, что природа совершенно равнодушна к человеку
и его благу, что истина не может сказать ничего утешительного для
человека. Но в противоречии со своей пессимистической философией
истории он верил в будущее русского народа. В письме к Мишле, в
котором Герцен защищает русский народ, он пишет, что прошлое русского
народа темно, его настоящее ужасно, остаётся вера в будущее. Это
мотив, который будет повторяться на протяжении всего XIX в. В это
же время Герцен, разочаровавшийся в революции 48-го года, писал,
что началось разложение Европы. Нет гарантий лучшего будущего для
русского народа, как и для всех народов, потому что нет закона прогресса.
Но остаётся часть свободы для будущего и остаётся возможность веры
в будущее. Наиболее интересен в критике теории прогресса у Герцена
другой мотив, очень редко встречающийся в лагере, к которому он
принадлежал, это мотив персоналистический. Герцен не соглашался
жертвовать личностью человеческой для истории, для её великих якобы
задач, не хотел превращать её в орудие нечеловеческих целей. Он
не соглашался жертвовать современными поколениями для поколений
грядущих. Он понимал, что религия прогресса не рассматривает никого
и ничего, никакой момент как самоценность. Философская культура
Герцена не давала ему возможности обосновать и выразить свои мысли
об отношении между настоящим и будущим. У него не было никакого
определенного учения о времени. Но он чуял истину о невозможности
рассматривать настоящее исключительно как средство для будущего.
Он видел в настоящем самоцель. Мысли его были направлены против
философии истории Гегеля, против подавления человеческой личности
мировым духом истории, прогрессом. Это была борьба за личность,
и это очень русская проблема, которая с такой остротой была выражена
в письме Белинского к Боткину, о чем речь будет в следующей главе.
Социализм Герцена был индивидуалистический, сейчас я бы сказал,
персоналистический, и он думал, что это русский социализм. Он вышел
из западнического лагеря, но защищает особые пути России
Славянофильство, занятое все той же темой о России и Европе, частью
меняет свой характер, частью вырождается в национализм самого дурного
рода. Либеральные и гуманитарные элементы в славянофильстве начинают
исчезать. Идеалисты-западники превращаются в "лишних людей",
пока не появятся реалисты 60-х годов. Более мягкий тип превращается
в более жесткий тип. Идеалисты-славянофилы тоже перерождаются в
более жесткий тип консерваторов-националистов. Это происходит от
активного соприкосновения с действительностью. Лишь немногие, как
К. Аксаков, остаются верны идеалам старого славянофильства. Н. Данилевский,
автор книги "Россия и Европа", уже человек совсем другой
формации, чем славянофилы. Старые славянофилы были умственно воспитаны
на немецком идеализме, на Гегеле и Шеллинге, они обосновывали свои
идеи, главным образом, философски. Н. Данилевский – естественник,
реалист и эмпирик. Он обосновывает свои идеи о России натуралистически.
У него исчезает универсализм славянофилов. Он делит человечество
на замкнутые культурно-исторические типы, человечество не имеет
у него единой судьбы. Речь идет не столько о миссии России в мире,
сколько об образовании из России особенного культурно-исторического
типа. Данилевский является предшественником Шпенглера и высказывает
мысли, очень похожие на мысли Шпенглера, который отрицает единство
человечества, что ему более подходит, чем христианину Данилевскому.
Славянофилы основывались не только на философском универсализме,
но и на универсализме христианском, в основах их миросозерцания
лежало известное понимание православия, и они хотели органически
применить его к своему пониманию России. Миссия России была для
них христианская миссия. У Данилевского же остаётся полный дуализм
между его личным православием и его натуралистическими взглядами
на историю. Он устанавливает культурно-исторические типы, как устанавливает
типы в животном царстве. Нет общечеловеческой цивилизации, нет общечеловеческой
истории. Возможен только более богатый культурно-исторический тип,
совмещающий в себе больше черт, а таким Данилевский признает тип
славяно-русский. Он наиболее совмещает в себе четыре элемента –
религиозный, культурный в тесном смысле, политический и общественно-экономический.
Славянский тип четырехосновной. Самая классификация типов очень
искусственная. Десятый тип называется германо-романским, или европейским.
Русские очень склонны были причислять к одному типу германский и
романский. Но это ошибка и недостаточное понимание Европы. В действительности,
между Францией и Германией разница не меньшая и даже большая, чем
между Германией и Россией. Классические французы считают мир за
Рейном, Германию, Востоком, почти Азией. Цельной европейской культуры
не существует, это выдумки славянофилов. Данилевский совершенно
прав, когда он говорит, что так называемая европейская культура
не есть единственная возможная культура, что возможны другие типы
культуры. Но он неверно понимает отношение родового и видового.
Одинаково верно утверждение, что культура всегда национально-своеобразна
и что существует общечеловеческая культура. Универсально-общечеловеческое
находится в индивидуально-национальном, которое делается значительным
именно своим оригинальным достижением этого универсально-общечеловеческого.
Достоевский и Л. Толстой очень русские, они невозможны на Западе,
но они выразили универсально-общечеловеческое по своему значению.
Германская идеалистическая философия очень германская, невозможная
во Франции и Англии, но величие её в достижении и выражении универсально-общечеловеческого.
Вл.Соловьёв в блестящей книге "Национальный вопрос в России"
подверг резкой критике идеи Данилевского и его единомышленников.
Он показал, что русские идеи Данилевского заимствованы от второстепенного
немецкого историка Рюккерта. Но Вл.Соловьёв критиковал не только
Данилевского, но и славянофилов вообще. Он говорил, что нельзя подражать
народной вере. Нужно верить не в народную веру, а в самые божественные
предметы. Но эту бесспорно верную мысль несправедливо противополагать,
например, Хомякову, который прежде всего верил в божественные предметы
и был универсалистом в своей вере. Во всяком случае, верно то, что
идеи Данилевского были срывом в осознании русской идеи и в эту идею
не могут войти. Несостоятелен панславизм в этой форме, в которой
он его утверждал, и ложна его идея русского Константинополя. Но
характерно, что и Данилевский верит, что русский народ и славянство
вообще лучше и раньше Западной Европы разрешат социальный вопрос
Константин Леонтьев скромно считал себя в философии последователем
Данилевского. Но он во много раз выше Данилевского, он один из самых
блестящих русских умов. Если Данилевского можно считать предшественником
Шпенглера, то К.Леонтьев предшественник Ницше. Неустанное размышление
о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики
над этикой, биологические основы философии истории и социологии,
аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии,
amor fati – все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше. Совершенно
ошибочно его причислили к славянофильскому лагерю. В действительности,
он имел мало общего с славянофилами и во многом им противоположен.
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое,
не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая
мораль силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое
понимание исторического процесса. Он совсем не верил в русский народ.
Он думал, что Россия существует и велика исключительно благодаря
навязанному сверху русскому народу византийскому православию и византийскому
самодержавию. Он совершенно отрицательно относился к национализму,
к племенному началу, которое, по его мнению, ведет к революции и
демократическому уравнению. Он совсем не народник, славянофилы же
были народниками. Он любил Петра Великого и Екатерину Великую и
в екатерининской эпохе видел цветущую сложность русской государственной
и культурной жизни. Он очень любил старую Европу, католическую,
монархическую, аристократическую, сложную и разнообразную. Более
всего любил он не Средние века, а Ренессанс. По оригинальной теории
К. Леонтьева, человеческое общество неотвратимо проходит через периоды:
1) первоначальной простоты, 2) цветущей сложности и 3) вторичного
смесительного упрощения. Процесс этот он считал фатальным. В отличие
от славянофилов он совсем не верил в свободу духа. Человеческая
свобода для него не действует в истории. Высшая точка развития для
него "есть высшая степень сложности, объединенная некиим внутренним
деспотическим единством". Леонтьев совсем не метафизик, он
натуралист и эстет, первый русский эстет. Результаты либерального
и демократического прогресса вызывают в нём прежде всего эстетическое
отвращение, он видит в них гибель красоты. Его социология совершенно
аморальная, он не допускает моральных оценок в отношении к жизни
обществ. Он проповедует жестокость в политике. Вот слова, наиболее
характеризующие К. Леонтьева: "Не ужасно ли и не обидно ли
было бы думать, что Моисей восходил на Синай, что эллины строили
себе изящные Акрополи, римляне вели пунические войны, что гениальный
красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник
и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали,
поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того
только, чтобы французский, или немецкий, или русский буржуа в безобразной
комической своей одежде благодушествовал бы „индивидуально‹ и „коллективно‹
на развалинах всего этого прошлого величия?.. Стыдно было бы человечеству,
чтобы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной
прозы восторжествовал бы навеки" [34] . К.Леонтьев думал,
что для Европы период цветущей сложности – в прошлом, и она фатально
идет к упростительному смешению. На Европу более рассчитывать нельзя.
Европа разлагается, но это разложение есть фатум всех обществ. Одно
время К.Леонтьев верил, что на Востоке, в России, возможны ещё
культуры цветущей сложности, но это не связано у него было с верой
в великую миссию русского народа. В последний период жизни он окончательно
теряет веру в будущее России и русского народа и пророчествует о
грядущей русской революции и наступлении царства антихриста. Об
этом будет ещё речь. Во всяком случае, в истории русского национального
сознания К.Леонтьев занимает совсем особое место, он стоит в стороне.
В его мышлении есть что-то не русское. Но тема о России и Европе
для него основная. Он реакционер-романтик, который не верит в возможность
остановить процесс разложения и гибели красоты. Он пессимист. Он
многое остро чувствовал и предвидел. После К. Леонтьева нельзя уже
вернуться к прекраснодушному славянофильству. Подобно Герцену, которого
он любил, он восстает против мещанства и буржуазности Запада. Это
основной его мотив, и это в нём мотив русский. Он ненавидит буржуазный
мир и хочет его гибели. Если он ненавидит прогресс, либерализм,
демократию, социализм, то исключительно потому, что все это ведет
к царству мещанства, к серому земному раю. Национальное сознание
Достоевского наиболее противоречиво, и полно противоречий его отношение
к Западу. С одной стороны, он решительный универсалист, для него
русский человек – всечеловек, призвание России мировое, Россия не
есть замкнутый и самодовлеющий мир. Достоевский наиболее яркий выразитель
русского мессианского сознания. Русский народ – народ-богоносец.
Русскому народу свойственна всемирная отзывчивость. С другой стороны,
Достоевский обнаруживает настоящую ксенофобию, он терпеть не может
евреев, поляков, французов и имеет уклон к национализму. В нём отражается
двойственность русского народа, совмещение в нём противоположностей.
Достоевскому принадлежат самые изумительные слова о Западной Европе,
равных которым не сказал ни один западник, в них обнаруживается
русский универсализм. Версилов, через которого Достоевский высказывает
многие свои мысли, говорит: "Они (европейцы) несвободны, а
мы свободны. Только я один в Европе с моей русской тоской тогда
был свободен… Всякий француз может служить не только своей Франции,
но даже и человечеству, единственно под тем условием, что останется
наиболее французом, равно – англичанин и немец. Один лишь русский,
даже в наше время, т. е. гораздо ещё раньше, чем будет подведен
всеобщий итог, получил уже способность становиться наиболее русским
именно лишь тогда, когда он наиболее европеец. Это и есть самое
существенное национальное различие наше от всех… Я во Франции –
француз, с немцами – немец, с древним греком – грек и, тем самым,
наиболее русский, тем самым я настоящий русский и наиболее служу
для России, ибо выставляю главную её мысль". "Русскому
Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и
дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более.
Нельзя более любить Россию, чем люблю её я, но я никогда не упрекал
себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусства,
вся история их – мне милее, чем Россия. О, русским дороги эти старые
чужие кам-ни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых
чудес; и даже это нам дороже, чем им самим… Одна Россия живёт не
для себя, а для мысли, и знаменательный факт, что вот почти уже
столетие, как Россия живёт решительно не для себя, а для одной лишь
Европы". Иван Карамазов говорит в таком же духе: "Я хочу
в Европу съездить, и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но
на самое дорогое кладбище, вот что. Дорогие там лежат покойники,
каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о
такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу
и свою науку, что я знаю заранее, паду на землю и буду целовать
эти камни и плакать над ними – в то же время убежденный всем сердцем
своим в том, что все это уже давно кладбище и никак не более".
В "Дневнике писателя" написано: "Европа – но ведь
это страшная и святая вещь, Европа. О, знаете ли вы, господа, как
дорога нам, мечтателям-славянофилам, по-вашему, ненавистникам Европы,
– эта самая Европа, эта страна „святых чудес‹. Знаете ли вы, как
дороги нам эти „чудеса‹ и как любим и чтим, более чем братски любим
и чтим мы великие племена, населяющие её, и все великое и прекрасное,
совершенное ими? Знаете ли вы, до каких слез и сжатия сердца мучают
и волнуют нас судьбы этой дорогой и родной нам страны, как пугают
нас эти мрачные тучи, все более и более заволакивающие её небосклон?
Никогда вы, господа, наши европейцы и западники, столь не любили
Европу, сколь мы, мечтатели-славянофилы, по-вашему, исконные враги её ". Достоевский тут условно называет себя славянофилом. Он
думал, как и большая часть мысливших на тему – Россия и Европа,
что в Европе начинается разложение, но что у неё есть великое прошлое
и что она внесла великие ценности в историю человечества. Сам Достоевский
был писателем петровского периода русской истории, он более петербургский,
чем московский писатель, у него было острое чувство особенной атмосферы
города Петра, самого фантастического из городов. Петербург – другой
лик России, чем Москва, но он не менее Россия. Достоевский более
всего свидетельствует о том, что славянофильство и западничество
одинаково подлежат преодолению, но оба направления войдут в русскую
идею, как и всегда бывает в творческом преодолении (Aufhebung у
Гегеля). Из русских мыслителей XIX в. наиболее универсален был Вл.Соловьёв. Мысль его имела славянофильские истоки. Но он постепенно
отходил от славянофилов, и, когда в 80-е годы у нас была оргия национализма,
он стал острым критиком славянофильства. Он увидел миссию России
в соединении церквей, т. е. в утверждении христианского универсализма.
О Вл.Соловьёве будет речь в другой связи. Русские размышления над
историософической темой привели к сознанию, что путь России – особый.
Россия есть Великий Востоко-Запад, она есть целый огромный мир,
и в русском народе заключены великие силы. Русский народ есть народ
будущего. Он разрешит вопросы, которые Запад уже не в силах разрешить,
которые он даже не ставит во всей их глубине. Но это сознание всегда
сопровождается пессимистическим чувством русских грехов и русской
тьмы, иногда сознанием, что Россия летит в бездну. И всегда ставится
проблема конечная, не серединная. Русское сознание соприкасается
с сознанием эсхатологическим. Какие же проблемы ставит русское сознание?
Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к
действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт
Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный
человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского.
Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство
русской поэзии: Тютчев, Лермонтов
Гегель сделал небывалую карьеру в России [35] . Огромное значение
философии Гегеля сохранилось и до русского коммунизма. Советы издают
полное собрание сочинений Гегеля, и это несмотря на то, что для
него философия была учением о Боге. Гегель был для русских вершиной
человеческой мысли, и у него искали разрешения всех мировых вопросов.
Он влиял на русскую философскую, религиозную и социальную мысль.
Он имел такое же значение, какое имел Платон для патристики и Аристотель
для схоластики. Ю. Самарин одно время ставил будущее православной
церкви в зависимость от судьбы философии Гегеля, и только Хомяков
убедил его в недопустимости такого рода сопоставления. Гегель совсем
не был у нас предметом философского исследования, но в увлечение
его философией русские вложили всю свою способность к страстным
идейным увлечениям. В Шеллинге увлекали философия природы и философия
искусства. Но в Гегеле речь шла о решении вопроса о смысле жизни.
Станкевич восклицает: "Не хочу жить на свете, если не найду
счастья в Гегеле!" Бакунин принимает Гегеля, как религию
Русских интеллигентов-идеалистов, лишенных возможности активной
деятельности, мучит вопрос об отношении к "действительности".
Этот вопрос о "действительности" приобретает непомерное
значение, вероятно, мало понятное западным людям. Русская "действительность",
окружавшая идеалистов 30-х и 40-х годов, была ужасна, это была империя
Николая I, крепостное право, отсутствие свободы, невежество. Умеренно-консервативный
Никитенко писал в своём "Дневнике": "Печальное зрелище
представляет наше современное общество. В нём ни великодушных стремлений,
ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах, словом, – ничего,
свидетельствующего о здравом, естественном и энергичном развитии
нравственных сил… Общественный разврат так велик, что понятия о
чести, о справедливости считаются или слабодушием, или признаком
романтической восторженности… Образованность наша – одно лицемерие…
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и общество
в противоборстве со всеми великими идеями и истинами, когда всякое
покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре,
о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?"
"Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, – нигде
простора бедному русскому духу. Когда же этому конец?" "Поймут
ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего
существования?" В последней записи "Дневника" написано:
"Страшная эпоха для России, в которой мы живём и не видим никакого
выхода". Это написано в эпоху "идеалистов" 40-х годов,
эпоху блестящую по своим дарованиям. Но замечательные люди 40-х
годов составляли небольшую группу, окруженную тьмой. Это привело,
в конце концов, к "лишним людям", к бесприютному скитальцу
Рудину и к Обломову. Более сильным людям нужно было идейно примириться
с "действительностью", найдя для неё смысл и оправдание,
или бороться с ней. Белинский, центральная тут фигура, не мог по
своей боевой натуре просто уйти от "действительности"
в философское и эстетическое созерцание. Вопрос становился для него
необыкновенно мучительным. Бакунин ввел Белинского в философию Гегеля.
Из Гегеля было выведено примирение с действительностью. Гегель сказал:
"Все действительное разумно". Эта мысль имела у Гегеля
обратную сторону, он признавал лишь разумное действительным. Понять
по Гегелю разумность действительности можно лишь в связи с его панлогизмом.
Для него не всякая эмпирическая действительность была действительностью.
Русские того времени недостаточно понимали Гегеля, и это порождало
недоразумение. Но не все тут было непониманием и недоразумением.
Гегель всё-таки решительно утверждал господство общего над частным,
универсального над индивидуальным, общества над личностью. Философия
Гегеля была антиперсоналистической. Гегель породил правое и левое
гегелианство, на его философию одинаково опирается консерватизм
и революционный марксизм. Этой философии был свойствен необыкновенный
динамизм. Белинский переживает бурный кризис, по Гегелю примиряется
с "действительностью", порывает с друзьями, с Герценом
и с другими, и уезжает в Петербург. Революционер по натуре, склонный
к протесту и бунту, на недолгое время делается консерватором, пишет,
взволновавшую и возмутившую всех, статью о годовщине Бородинского
сражения, требует примирения с "действительностью". Он
принимает гегелевскую философию тоталитарно. Он восклицает: "Слово
действительность имеет для меня то же значение, что Бог!" "Общество,
– говорит Белинский, – всегда правее и выше частного лица".
Это было сказано в его несправедливой статье о "Горе от ума".
Из этого могут быть сделаны и консервативные и революционные выводы.
Белинский делает консервативный вывод и пишет апологию власти. Он
вдруг проникается мыслью, что право есть сила и сила есть право,
он оправдывает завоевателей. Он проповедует смирение разума перед
историческими силами, признает особую нравственность для завоевателей,
для великих художников и пр. Действительность прекрасна, страдание
– форма блаженства. Было время, когда поэзия представлялась квинтэссенцией
жизни. Белинский решительный идеалист, для него выше всего идея,
выше живого человека. Личность должна смириться перед истиной, перед
действительностью, перед универсальной идеей, действующей в мировой
истории. Тема была поставлена остро и пережита со страстью. Белинский
не мог долго на этом удержаться, и он разрывает с "действительностью"
в Петербурге, возвращается к друзьям. После этого разрыва начинается
бунт, решительный бунт против истории, против мирового процесса,
против универсального духа во имя живого человека, во имя личности.
У нас было два кризиса гегелианства, кризис религиозный, в лице
Хомякова, и кризис морально-политический и социальный, в лице Белинского
|