Русская идея [1]
Н.А.Бердяев
Другой источник ренессанса был, по преимуществу, литературный.
В начале века Д. С. Мережковский играл главную роль в пробуждении
религиозного интереса и беспокойства в литературе и культуре. Это
– литератор, до мозга костей живущий в литературе и словесных сочетаниях
и отражениях более, чем в жизни. У него – большой литературный талант,
он – необыкновенно плодовитый писатель, но он не был значительным
художником, его романы, представляющие интересное чтение, свидетельствуют
об эрудиции, имеют огромные художественные недостатки, они проводят
его идеологические схемы, и о них было сказано, что это – смесь
идеологии с археологией. Главные романы: "Юлиан-Отступник",
"Леонардо да Винчи", "Петр Великий" – посвящёны
теме "Христос и антихрист". Мережковский пришел к христианству,
но не к традиционному и не к церковному христианству, а к новому
религиозному сознанию. Главная его книга, которой он приобрел значение
в истории русской мысли, это – "Л. Толстой и Достоевский",
в которой впервые обращено достаточное внимание на религиозную проблематику
двух величайших русских гениев. Книга – блестящая, но испорченная
обычными недостатками Мережковского – риторикой, идеологическим
схематизмом, мутью двоящихся мыслей, преобладанием словесных сочинений
над реальностями. У Мережковского отсутствует нравственное чувство,
которое так сильно было у писателей и мыслителей XIX в. Он стремится
к синтезу христианства и язычества и ошибочно отожествляет его с
синтезом духа и плоти. Иногда остаётся впечатление, что он хочет
синтезировать Христа и антихриста. Христос и антихрист – его основная
тема. Возможность нового откровения в христианстве для него связана
с реабилитацией плоти и пола. Мережковский – символист, и "плоть"
оказывается для него символом и всей культуры и общественности.
Его нельзя понять без влияния на него В. В. Розанова. Последний
– гениальный писатель, его писательство было настоящей магией слов,
и он очень теряет от изложения его идей вне литературной формы.
Он не сразу себя обнаружил во весь свой рост. Его истоки – славянофильски-консервативные
и православные. Но не в этом его интерес. Писания его приобретают
захватывающий интерес, когда он начинает отступать от христианства,
делается острым критиком христианства. Он становится моноидеистом
и говорит про себя: "Сам-то я бездарен, да тема моя талантлива".
В действительности он был очень талантлив, но талант его разворачивается
на талантливой теме. Это – тема пола, взятая как религиозная. Розанов
разделяет религии на религии рождения и религии смерти. Юдаизм,
большая часть языческих религий – религии рождения, апофеоз жизни,
христианство же есть религия смерти. Тень Голгофы легла на мир и
отравила радость жизни. Иисус заворожил мир, и в сладости Иисуса
мир прогорк. Рождение связано с полом. Пол – источник жизни. Если
благословлять и освящать жизнь и рождение, то должно благословлять
и освящать пол. Христианство в этом отношении остаётся двусмысленным.
Оно не решается осудить жизнь и рождение. Оно даже видит оправдание
брака, соединение мужа и жены в рождении детей. Но пола оно гнушается
и закрывает глаза на него. Розанов считает это лицемерием и провоцирует
христиан на решительный ответ. Он, в конце концов, приходит к мысли,
что христианство – враг жизни, что оно есть религия смерти. Он не
хочет видеть, что последнее слово христианства есть не распятие,
а Воскресение. Для него христианство не религия Воскресения, а исключительно
религия Голгофы. Никогда с таким радикализмом и такой религиозной
углубленностью не ставился вопрос о поле. Решение Розанова было
неверно, это означало или реюдаизацию христианства, или возврат
к язычеству, он хочет не столько преображения пола и плоти мира,
сколько их освящения такими, каковы они есть. Но постановка вопроса
была верной и была большой заслугой Розанова. У него было много
почитателей священников, которые его плохо понимали и думали, что
речь идет о реформе семьи. Вопрос об отношении христианства к полу
превратился в вопрос об отношении христианства к миру вообще и к
человечеству. Ставилась проблема религиозной космологии и антропологии
В 1903 г. в Петербурге организуются религиозно-философские собрания,
на которых происходит встреча русской интеллигенции верхнего культурного
слоя с представителями православного духовенства. На собраниях председательствовал
ректор Петербургской духовной академии, епископ Сергий, потом Патриарх
Московский. Из иерархов церкви активную роль играл ещё епископ Антоний,
впоследствии живоцерковник. Со стороны светской культуры выступали
Д. Мережковский, В. Розанов, Н. Минский, А. Карташов, изгнанный
из Духовной академии, впоследствии министр исповеданий Временного
правительства, апокалиптик и хилиаст В. Тернавцев, тогда чиновник
особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. Собрания были очень
живыми и интересными, новыми по общению людей разных, совершенно
разобщенных миров и по темам. Главную роль играл Д. Мережковский.
Но темы были связаны с Розановым. Его влияние означало, что преобладали
темы о поле. То была также тема об отношении христианства к миру
и жизни. Представители культуры допрашивали иерархов церкви, является
ли христианство исключительно аскетической, враждебной миру и жизни
религией или оно может освятить мир и жизнь. Так стала центральной
тема об отношении церкви к культуре и общественной жизни. Все, что
говорили представители светской культуры, предполагало возможность
нового христианского сознания, новой эпохи в христианстве. Это было
трудно допустить иерархам церкви, хотя бы и наиболее просвещённым.
Для представителей духовенства христианство давно стало повседневной
прозой, искавшие же нового христианства хотели, чтобы оно было поэзией.
Религиозно-философские собрания были интересны главным образом своими
вопрошениями, а не ответами. Верно было, что на почве исторического
христианства трудно, почти невозможно было решить вопросы о браке,
о справедливом устройстве общества, о культурном творчестве, об
искусстве. Некоторые участники собраний формулировали это, как ожидание
нового откровения правды на земле. Мережковский связывал с этим
проблему плоти, при этом слово плоть он употреблял в философском
неверном смысле. В исторической церковности было как раз слишком
много плоти, уплотненности и недостаточно духовности. Розанов отталкивался
от образа Христа, в котором видел вражду к жизни, к рождению, но
он любил быт православной церкви, видел в нём много плоти. И новое
христианство будет не более плотским, а более духовным. Духовность
же совсем не противоположна плоти, телу, а противоположна царству
необходимости, порабощенности человека природным и социальным порядком.
В религиозно-философских собраниях отразилось русское ожидание эпохи
Св. Духа. Это ожидание принимало в России разнообразные формы, иногда
очень несовершенно выраженные. Но всегда это характерно для России.
Наиболее активный характер это имело у Н.Фёдорова. Его мышление
было очень социальным. Это нельзя сказать про участников религиозно-философских
собраний. То были прежде всего люди литературы, и у них не было
ни теоретической, ни практической подготовки для решения вопросов
социального порядка. Между тем, они ставили вопросы о христианской
общественности. Мережковский говорил, что христианство не раскрыло
тайны трех, т. е. тайны общественности. В. Тернавцев, который писал
замечательную книгу об Апокалипсисе, очень верил в Первую Ипостась,
Отца, и Третью Ипостась, Духа, но мало верил во Вторую Ипостась,
Сына. У всех была религиозная взволнованность, религиозное брожение
и искание, но не было настоящего религиозного возрождения. Менее
всего оно могло возникнуть из литературных кругов, которым был присущ
элемент утонченной упадочности. Но религиозная тема, которая среди
интеллигенции долгое время была под запретом, была выдвинута на
первый план. Было очень модно говорить на религиозные темы, это
стало почти модным. По свойствам русской души, деятели ренессанса
не могли оставаться в кругу вопросов литературы, искусства, чистой
культуры. Ставились последние вопросы. Вопросы о творчестве, о культуре,
о задачах искусства, об устройстве обществ, о любви и т. п. приобретали
характер вопросов религиозных. Это вопросы – все тех же "русских
мальчиков", но ставших более культурными. Религиозно-философские
собрания существовали недолго, и такой встречи интеллигенции с духовенством
уже не повторилось. Да и сама интеллигенция этих собраний распалась
на разные направления. В начале века у нас было либеральное движение
в части духовенства, главным образом белого. Это движение было враждебно
епископату и монашеству. Но в нём не было глубоких религиозных идей,
– идей, выношенных в русской мысли. Сопротивление официальной церкви
было очень сильное, и церковная реформа, в которой была нужда, не
удалась. Поразительно, что на Соборе 17-го года, который стал возможен
только благодаря революции, не обнаружилось никакого интереса к
религиозным проблемам, мучившим русскую мысль XIX и начала XX в.
Собор занялся исключительно вопросами церковной организации
Третье течение в русском ренессансе связано с расцветом русской
поэзии. Русская литература XX в. не создала большого романа, подобного
роману XIX в., но создала очень замечательную поэзию. И эта поэзия
очень знаменательна для русского сознания, для истории русских идейных
течений. То была эпоха символизма. Александр Блок, самый большой
русский поэт начала века, Андрей Белый, у которого были проблески
гениальности, Вячеслав Иванов, человек универсальный, главный теоретик
символизма, и многие поэты и эссеисты меньшего размера – все были
символистами. Символисты сознавали себя новым течением и были в
конфликте с представителями старой литературы. Основным влиянием
на символистов было влияние Вл.Соловьёва. Он так формулировал сущность
символизма в одном из своих стихотворений: Все, видимое нами, Только
отблеск, только тени От незримого очами
Символизм видит духовную действительность за этой видимой действительностью.
Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.
Символисты верили, что есть иной мир. Вера их совсем не была догматической.
Лишь один Вяч. Иванов, впоследствии перешедший в католичество, был
одно время очень близок к православию. Вл.Соловьёв сообщил символистам
свою веру в Софию. Но характерно, что символисты начала века, в
отличие от Вл.Соловьёва, верили в Софию и ждали её явления, как
Прекрасной Дамы, но не верили в Христа. И это нужно определить,
как космическое прельщение, под которым жило это поколение. Правда
тут была в жажде красоты преображенного космоса. А. Белый говорит
в своих воспоминаниях: "Символ „жены‹ стал зарею для нас (соединением
неба с землею), сплетаясь с учением гностиков о конкретной премудрости
с именем новой музы, сливающей мистику с жизнью" [83] . Влиял
не дневной Вл.Соловьёв с его рационализированными богословскими
и философскими трактатами, а Соловьёв ночной, выразившийся в стихах
и небольших статьях, в сложившемся о нём мифе. Наряду с Вл.Соловьёвым
влиял Ницше. Это было самое сильное западное влияние на русский
ренессанс. Но в Ницше воспринято было не то, о чем больше всего
писали о нём на Западе, не близость его к биологической философии,
не борьба за аристократическую расу и культуру, не воля к могуществу,
а религиозная тема. Ницше воспринимался, как мистик и пророк. Из
поэтов Запада, вероятно, наибольшее значение имел Бодлер. Но русский
символизм очень отличался от французского. Поэзия символистов выходила
за пределы искусства, и это была очень русская черта. Период так
называемого "декадентства" и эстетизма у нас быстро кончился,
и произошел переход к символизму, который означал искания духовного
порядка, и к мистике. Вл.Соловьёв был для Блока и Белого окном,
из которого дул ветер грядущего. Обращенность к грядущему, ожидание
необыкновенных событий в грядущем очень характерны для поэтов-символистов.
Русская литература и поэзия начала века носили профетический характер.
Поэты-символисты, со свойственной им чуткостью, чувствовали, что
Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть
новая Россия, ещё неизвестная. Подобно Достоевскому, они чувствовали,
что происходит внутренняя революция. Русским людям культурного слоя
XIX и XX вв. свойственна быстрая смена поколений и настроений; постоянная
распря детей и отцов особенно характерна для России. А. Белый в
своих воспоминаниях характеризует напряженность своего кружка поэтов-символистов,
как ожидание зорь и как видение зорь. Ждали восхода солнца Грядущего
дня. Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической
культуры, но также и ожидание грядущей революции. А. Белый называет
"нашими" только тех, которые видели "зори" и
предчувствовали зоревое откровение. Это также была одна из форм
ожидания наступления эпохи Св. Духа. А. Белый блестяще характеризует
атмосферу, в которой возник русский символизм. Время было очень
замечательное. Но неприятна кружковщина, почти сектантство, молодых
символистов, резкое деление на "наших" и не наших, самоуверенность
и самоупоенность. Этому времени свойственна была взвинченность,
склонность к преувеличениям, раздувание иногда незначительных событий,
недостаточная правдивость с собой и другими. Так, необычайные, почти
космические, размеры приобретала распря Белого с Блоком, хотя за
ней скрыты чувства, в которых ничего космического не было. Жена
Блока одно время играла роль Софии, она была Прекрасной Дамой. В
этом было что-то неправдивое и неприятное, была игра с жизнью, которая
вообще была свойственна той эпохе. В значительной степени от Вл.Соловьёва получил Блок культ Прекрасной Дамы, которой посвящён целый
том его стихов. Разочарование в Прекрасной Даме он выразил в "Балаганчике".
Негодование Белого против якобы измены Блока и петербургской литературы
символическому искусству преувеличено и не вполне правдиво, так
как за этим было скрыто что-то личное. По воспоминаниям Белого,
самое лучшее впечатление производит Блок. В нём было больше простоты,
правдивости, было меньше вранья, чем у других. Белый был сложнее
и многообразнее по своим дарованиям, чем Блок, он был не только
поэтом, но и замечательным романистом, он любил философствовать
и стал впоследствии антропософом. Он написал толстую книгу о символизме,
который обосновал при помощи философии Риккерта. Он был у нас единственным
замечательным футуристом. В очень оригинальном романе "Петербург"
человек и космос разлагаются на элементы, исчезает целостность вещей,
и границы, отделяющие одно от другого; человек может переходить
в лампу, лампа – в улицу, улица проваливается в космическую бесконечность.
В другом романе изображается утробная жизнь до рождения. Блок, в
отличие от Белого, не пленяется никакими теориями. Он – исключительно
лирический поэт, величайший поэт начала века. У него было сильное
чувство России, и стихи, посвящённые России, – гениальны. У Блока
было предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное. Развязаны
дикие страсти Под игом ущербной луны… Я вижу над Русью далече Широкий
и тихий пожар
В изумительном стихотворении "Россия" он вопрошает, кому
отдастся Россия и что от этого произойдет. Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу, Пускай заманит и обманет, – Не пропадешь,
не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты
Но наиболее замечательно его стихотворение "Скифы". Это
стихотворение пророческое, посвящённое теме Востока и Запада. Мильоны
– вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными очами… Россия
– Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит,
глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью… Да, так любить,
как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит!.. Мы любим все
– и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно все
– и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений…
Вот строчки, очень жуткие для людей Запада, которые могут оправдывать
беспокойство, которое вызывает Россия: Виновны ль мы – коль хрустнет
ваш скелет В тяжелых, нежных наших лапах?
В заключение – обращение к Западу: В последний раз – опомнись,
старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый
братский пир Сзывает варварская лира
Тут с необыкновенной остротой поставлена тема о России и Европе,
основная тема русского сознания XIX в. Она не поставлена в категориях
христианских, но христианские мотивы остаются. Можно было бы сказать,
что мироощущение поэтов-символистов стояло под знаком космоса, а
не Логоса. Поэтому космос поглощает у них личность; ценность личности
была ослаблена: у них были яркие индивидуальности, но слабо выражена
личность. А. Белый даже сам говорил про себя, что у него нет личности.
В ренессансе был элемент антиперсоналистический. Языческий космизм,
хотя и в очень преображенной форме, преобладал над христианским
персонализмом
Вячеслав Иванов был самой характерной и блестящей фигурой ренессанса.
Он не принадлежал к группе молодых поэтов, увидевших зори. В то
время он был за границей. Он был учеником Момзена, написал по-латински
диссертацию о налогах в Риме. Это был человек западной образованности,
очень больших знаний, которых не было у Блока и у Белого. На него
влияли, главным образом, Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ницше; из русских
– Вл.Соловьёв, которого он знал лично. Наиболее близок он к Р.
Вагнеру. Стихи он начал писать поздно. Поэзия его трудная, ученая,
пышная, полная выражений, взятых из церковно-славянского языка,
требующая комментариев. Он не исключительно поэт, он – также ученый
филолог, лучший русский эллинист, блестящий эссеист, учитель поэтов,
он – и теолог, и философ, и теософ. Человек универсальный, синтетического
духа. В России он был человеком самой утонченной культуры. Такого
и на Западе не было. Ценила его, главным образом, культурная элита,
для более широких кругов он был недоступен. Это не только блестящий
писатель, но и блестящий рассказчик. Со всеми он мог говорить на
тему их специальности. Его идеи по видимости менялись. Он был консерватором,
мистическим анархистом, православным, оккультистом, патриотом, коммунистом
и кончает свою жизнь в Риме католиком и довольно правым. Но в своих
постоянных изменениях он, в сущности, всегда оставался самим собой.
В жизни этого шармера было много игры. Приехав из-за границы, он
привез с собой религию Диониса, о которой написал замечательную
и очень ученую книгу. Он хотел не только примирить, но и почти отожествить
Диониса и Христа. Вяч. Иванов, как и Мережковский, вносил много
язычества в своё христианство, и это было характерно для ренессанса
начала века. Поэзия его также хотела быть дионистической, но в ней
нет непосредственного стихийного дионисизма, дионисизм у него надуманный.
Проблема личности была ему чужда. Вяч. Иванов имел склонность к
оккультизму, который вообще процветал в России около 10-го года
нашего века. Как в конце XVIII и начале XIX в., у нас искали в эти
годы настоящего розенкрейцерства, искали то у Р. Штейнера, то в
разных тайных обществах. Но большее утончение культуры делало это
течение менее правдивым и наивным, чем в начале XIX в. Вяч. Иванов
был человеком многосоставным и многопланным, и он мог оборачиваться
разными своими сторонами. Он был насыщен великими культурами прошлого,
особенно греческой культурой, и жил их отражениями. Он частью проповедовал
взгляды почти славянофильские, но такая гиперкультурность, такая
упадочная утонченность была не русской в нём чертой. В нём не было
того искания правды, той простоты, которые пленяли в литературе
XIX в. Но в русской культуре должны были быть явлены и образы утонченности
и культурного многообразия. Вячеслав Иванов останется одним из самых
замечательных людей начала века, человеком ренессансным по преимуществу
Во всем противоположен Вяч. Иванову был Л. Шестов, один из самых
оригинальных и замечательных мыслителей начала XX в. В отличие от
Вяч. Иванова Л. Шестов был моноидеистом, человеком одной темы, которая
владела им целиком и которую он вкладывал во все написанное им.
Это был не эллин, а иудей. Он представляет Иерусалим, а не Афины.
Вышел он из Достоевского, Л. Толстого и Ницше. Его тема связана
с судьбой личности, единичной, неповторимой, единственной. Во имя
этой единичной личности он борется с общим, с универсальным, с общеобязательной
моралью и общеобязательной логикой. Он хочет стать по ту сторону
добра и зла. Самое возникновение добра и зла, самое их различие
есть грехопадение. Познание с его общеобязательностью, с порождаемой
им необходимостью есть рабство человека. Будучи философом, он борется
против философии, против Сократа, Платона, Аристотеля, против Спинозы,
Канта, Гегеля. Его герои – это немногие люди, пережившие потрясения,
это – Исайя, ап. Павел, Паскаль, Лютер, Достоевский, Ницше, Кирхегардт.
Тема Шестова – религиозная. Это тема о неограниченных возможностях
для Бога. Бог может сделать однажды бывшее небывшим, может сделать,
что Сократ не был отравлен. Бог не подчинен ни добру ни разуму,
не подчинен никакой необходимости. Грехопадение для Шестова не онтологическое,
а гносеологическое, оно связано с возникновением познания добра
и зла, т. е. с возникновением общего, общеобязательного, необходимого.
У Достоевского особенное значение он придает "Запискам из подполья".
Он хочет философствовать, как подпольный человек. Опыт потрясения
выводит человека из царства обыденности, которому противоположно
царство трагедии. Шестов противополагает древу познания добра и
зла древо жизни. Но он всегда был гораздо сильнее в отрицании, чем
в утверждении, которое было у него довольно бедно. Ошибочно считать
его психологом. Когда он писал о Ницше, Достоевском, Л. Толстом,
Паскале, Кирхегардте, то он интересовался не столько ими, сколько
своей единственной темой, которую он вкладывал в них. Он был прекрасный
писатель, и это скрадывало недостатки его мысли. Пленяет в нём независимость
мысли; он никогда не принадлежал ни к каким течениям, не подвергался
влиянию духа времени. Он стоял в стороне от основного русла русской
мысли. Но Достоевский связывал его с основными русскими проблемами,
прежде всего с проблемой конфликта личности и мировой гармонии.
Под конец жизни он встретился с Кирхегардтом, с которым имел большое
родство. Л. Шестов является представителем своеобразной экзистенциальной
философии. Книги его переведены на иностранные языки, и его ценят.
Но нельзя сказать, чтобы его верно понимали. Во вторую половину
жизни он все более и более обращался к Библии. Религиозность, к
которой он шел, была скорее библейская, чем евангельская. Но он
чувствовал родство с Лютером, которого он оригинально сближал с
Ницше (по ту сторону добра и зла). Главное для Шестова была вера,
противополагаемая знанию. Он искал веры, но он не выразил самой
веры. Фигура Л. Шестова очень существенная для многообразия русского
ренессанса начала века
Около 1908 г. в России образовалось религиозно-философское общество,
в Москве – по инициативе С. Н. Булгакова, в Петербурге – по моей
инициативе, в Киеве – по инициативе профессоров Духовной академии.
Религиозно-философское общество сделалось центром религиозно-философской
мысли и духовных исканий. В Москве общество называлось "Памяти
Вл.Соловьёва". Это общество отражало нарождение в России оригинальной
религиозной философии. Для них характерна была большая свобода мысли,
несвязанность школьными традициями. Мысль была не столько богословской,
сколько религиозно-философской. Это характерно для России. На Западе
существовало резкое разделение между богословием и философией, религиозная
философия была редким явлением, и её не любили ни богословы, ни
философы. В России в начале века философия, которая очень процветала,
приобретала религиозный характер, и исповедание веры обосновывалось
философски. Философия совсем не ставилась в зависимость от богословия
и от церковного авторитета, она была свободна, но внутренне зависела
от религиозного опыта. Религиозная философия охватывала все вопросы
духовной культуры и даже все принципиальные вопросы социальной жизни.
Религиозно-философские общества первоначально имели большой успех,
публичные заседания с докладами и прениями очень посещались, посещались
и людьми, которые имели умственные и духовные интересы, но не специально
религиозно-христианские. В Москве центральной фигурой религиозно-философского
общества был С. Н. Булгаков, тогда ещё не священник. Произошло соединение
с течениями XIX в., главным образом с Хомяковым, Вл.Соловьёвым,
Достоевским. Началось искание истинного православия. Его пытались
найти в св. Серафиме Саровском, любимом святом той эпохи, и в старчестве.
Обратились также к греческой патристике. Но в религиозно-философском
обществе участвовали также такие люди, как В. Иванов. Участвовали
и антропософы. Русская религиозная философия подготовлялась с разных
концов. Очень характерной фигурой ренессанса был отец Павел Флоренский.
Это был разнообразно одарённый человек. Он – математик, физик, филолог,
богослов, философ, оккультист, поэт. Натура очень сложная и не прямая.
Он вышел из кружка Свентицкого и Эрна, которые одно время пытались
соединить православие с революцией. Но постепенно он делался все
более и более консервативным и в профессуре Московской духовной
академии был представителем правого крыла. Впрочем, его консервативность
и правость носили не столько реалистический, сколько романтический
характер. В то время это часто случалось. П.Флоренский сначала
окончил математический факультет Московского университета и подавал
большие надежды в качестве математика. После духовного кризиса он
поступает в Московскую духовную академию, делается профессором академии
и хочет стать монахом. По совету старца он не делается монахом,
а лишь священником. В то время многие люди из интеллигенции принимают
священство – П.Флоренский, С. Булгаков, С. Соловьёв, С. Дурилин
и др. Это было желание войти в глубь православия, приобщиться к
его тайне. П.Флоренский был человеком утонченной культуры, и в
нём был элемент утонченной упадочности. В нём совсем нет простоты
и прямоты, нет ничего непосредственного, он все время что-то прикрывает,
много говорит нарочно и представляет интерес для психологического
анализа. Я характеризовал его православие, как стилизованное православие
[84] . Он стилизатор во всём . Он – эстет, в этом он – человек своей
эпохи, человек, равнодушный к моральной стороне христианства. В
русской православной мысли в первый раз появляется такая фигура.
Этот реакционер по эстетическому чувству, во многом является новатором
в богословии. Его блестящая книга "Столп и утверждение истины"
произвела большое впечатление в некоторых кругах и на многих имела
влияние, например, на С. Н. Булгакова, человека совсем другой формации
и иного душевного склада. Книга П. Флоренского по своей музыке производит
впечатление падающих осенних листьев. В ней разлита меланхолия осени.
Написана она в форме писем к другу. её можно было бы причислить
к типу экзистенциальной философии. Наиболее ценна в книге её психологическая
сторона, особенно глава об epoc. Положительна также борьба с рационализмом
в богословии и философии и защита антиномичности. П.Флоренский
хочет, чтобы богословие было духовно-опытным. Мысль его всё же нельзя
назвать творческим словом в христианстве. Он – слишком стилизатор,
слишком хочет быть традиционным и ортодоксальным. Но по душевному
складу своему он всё-таки новый человек, человек своего времени,
даже известных годов начала XX в. Он слишком понимал движение Духа
как реакцию, а не как движение вперед. Но он ставит проблемы не
традиционные. Такова прежде всего проблема Софии – Премудрости Божией.
Самая эта проблема не традиционно-богословская, сколько бы Флоренский
ни пытался опереться на учителей церкви. Постановка проблемы Софии
означает уже иное отношение к космической жизни, к тварному миру.
Развитие темы о Софии и её богословское оформление будут принадлежать
о. С. Булгакову. Но о. П.Флоренский давал первые толчки. Он говорил
враждебно и даже пренебрежительно о "новом религиозном сознании",
но он всё-таки слишком производит впечатление современника Д. Мережковского,
Вяч. Иванова, А. Белого, А. Блока. Особенно близко он себя чувствует
к Розанову. Он равнодушен к теме о свободе и потому равнодушен к
моральной теме. Он погружен в магическую атмосферу. Характерно,
что в книге, которая представляет целую богословскую систему, хотя
и не в систематической форме, почти совсем нет Христа. П.Флоренский
старается скрыть, что он живёт под космическим прельщением и что
человек у него подавлен. Но, как русский религиозный мыслитель,
он тоже по-своему ждёт новой эпохи Духа Св. Выражает он это с большими
опасениями, так как книга его была диссертацией для Духовной академии,
и он стал её профессором и священником. Во всяком случае, П.Флоренский
– интересная фигура годов русского ренессанса
Но центральной фигурой в движении русской мысли к православию был
С. Булгаков. Он был в молодости марксистом, профессором политической
экономии в Политехническом институте. Происходит он из духовного
звания, предки его были священниками, первоначально учился он в
духовной семинарии. В нём была глубоко заложенная православная основа.
Он никогда не был ортодоксальным марксистом, в философии был не
материалистом, а кантианцем. Пережитый им перелом он выразил в книге
"От марксизма к идеализму". Он первый в этом течении делается
христианином и православным. В известный момент основное влияние
на него имел Вл.Соловьёв. Его интересы от вопросов экономических
переходят к вопросам философским и богословским. По складу своему
он всегда был догматиком. В 1918 г. он делается священником. Высланный
из Советской России в 1922 г. с группой ученых и писателей, он делается
профессором догматического богословия в Париже в Православном богословском
институте. Уже в Париже он создаёт целую богословскую систему под
общим заглавием: "О Богочеловечестве". Первый том называется
"Агнец Божий", второй том – "Утешитель", третий
том – "Невеста Агнца". Ещё до войны 1914 г. он изложил
свою религиозную философию в книге "Свет Невечерний".
Я не собираюсь излагать идеи о. С. Булгакова. Он – современник.
Укажу только самые общие черты. Его направление называют софиологическим,
и его софиология вызывает резкие нападки правоортодоксальных кругов.
Он хочет дать отвлеченно-богословское выражение русским софиологическим
исканиям. Он хочет быть не философом, а богословом, но в его богословии
есть много философских элементов, и для его мысли большое значение
имеют Платон и Шеллинг. Он остаётся представителем русской религиозной
философии. Он остаётся верен основной русской идее Богочеловечества.
Богочеловечество есть обожение твари. Богочеловечество осуществляется
через Духа Св. Софиологическая тема есть тема о Божественном и тварном
мире. Это есть тема прежде всего космологическая, которая интересовала
русскую религиозную мысль более, чем западную. Нет абсолютного разделения
между Творцом и творением. Есть предвечная не тварная София в Боге,
мир платоновских идей, через неё наш мир сотворен, – и есть София
тварная, проникающая в творение. О. С. Булгаков называет свою точку
зрения панентеизмом (термин Краузе), в отличие от пантеизма. Можно
было бы это назвать также панпневматизмом. Происходит как бы сошествие
Духа Св. в космос. Панпневматизм вообще характерен для русской религиозной
мысли. Наибольшее затруднение для софиологии связано с проблемой
зла, которая и недостаточно поставлена и не разрешена. Это – система
оптимистическая. Основной оказывается не идея свободы, а идея Софии.
София есть Вечная Женственность Божья, что вызывает наибольшие нарекания.
Самая проблема о. С. Булгакова имеет большое значение, и она недостаточно
разрешена в христианстве. её постановка указывает на творческую
мысль в русском православии. Но критику вызывает неясность определения
того, что такое София. Софией оказывается и Св. Троица, и каждая
из Ипостасей Св. Троицы, и космос, и человечество, и Божья Матерь.
Является вопрос, не происходит ли слишком большое умножение посредников.
О. С. Булгаков решительно возражает против отожествления Софии с
Логосом. Неясно, что должно быть отнесено к откровению, что – к
богословию и что – к философии, неясно также, какую философию нужно
считать обязательно связанной с православным богословием
|